Мнение: К чему приведет новая политика "Яндекс.Недвижимости"
Между тем следует открутить ситуацию в начало 2014г., когда в январе многие заговорили о возможной покупке "Яндексом" одного из главных classified-проектов - "Авито". Но тогда аппетиты боссов "Авито" никак не соотносились с оценкой боссов "Яндекса". И не срослось.
Уже в июне рынок сотрясли две новости: "Яндекс" купил "Авто.ру" и одновременно с этим начал эксперимент в Нижнем Новгороде, тестируя новую карточку объявлений "Яндекс.Недвижимости" - с возможностью удержания консьюмера на поисковой выдаче.
Команда "Яндекс.Недвижимости" сделала ставку на монетизацию за счет собственных сервисов рекламы: контекста, медийки, которая в ближайшем будущем перейдет на формат RTB.
Ключевая роль в этой стратегии отводится "глубине просмотра выдачи" по запросу пользователя. Среднее количество страниц, которые пользователь прокликивает в результатах поиска в базе объявлений, составляет 7-10 объектов. Переход пользователя по клику на сторонний ресурс означает большие потери в потенциальных доходах.
Напомню для тех, кто не в курсе. "Яндекс.Недвижимость" работает по принципу агрегации данных. В отличие от classified-порталов, агрегатор не принимает объявления напрямую от пользователей через формы добавления, а собирает данные со сторонних проектов-поставщиков. Полученные от "поставщиков" данные агрегатор использует как "инвентарь" для прокрутки рекламы. Несколько лет "Яндекс" не нарушал договоренности с "поставщиками" информации, городские classified-порталы поставляли ему данные.
В обратную сторону classified-порталы получали трафик в виде переходов со сниппетов, карточек объекта. Дело в том, что пользователь не видел контактную информацию (имя и телефон) на страницах "Яндекс.Недвижимости", "поставщик" оставлял ее у себя.
Почему я все время помещал в кавычки слово "поставщики"? Потому что, взрослея, команда "Яндекс.Недвижимости" стала понимать, что настоящие поставщики - рядовые участники рынка, агенты по работе с недвижимостью. Более того, "Яндекс" обнаружил, что вместо него на медийной рекламе зарабатывают порталы, которые копируют друг у друга одни и те же объявления и "скармливают" их "Яндексу". Получилось, что пользователь уходит на другие порталы, не считая проект "Яндекс.Недвижимость" чем-то качественным и актуальным. И главное, звонки по объявлениям он совершает непосредственно с городских порталов - следовательно, в голове формируется образ "Яндекс.Недвижимости" как неэффективного инструмента.
В июне 2014г. на конгрессе риэлторов в Сочи мы опросили в зале более 100 директоров агентств недвижимости из разных регионов. Все были едины во мнении: "Авито" - самый эффективный classified-проект в России, потому что с него идут звонки.
А вот теперь давайте смотреть. "Яндекс.Недвижимость" не устраивает существующее положение дел, но еще больше боятся экспансии "Авито" те самые "поставщики" - городские порталы. Но если им придется отдавать "Яндексу" полный объем данных, очевидно, что каждый из них начнет терять трафик, а значит, и доходы.
Пока команда "Яндекс.Недвижимости" полна решимости двигаться новым курсом, остальные порталы воспринимают обновленные правила игры негативно. "Яндексу" придется идти на прямой контакт с агентами. Риск большой, так как с порталами портить отношения невыгодно и нет гарантии, что прямое общение с агентами даст результат в виде качественной базы для пользователя.
Все понимают, что начинается битва за аудиторию поставщиков информации, за аудиторию агентов. Успеха достигнет тот, кто даст поставщикам больше эффективных и удобных сервисов.
Сергей Смирнов специально для "РБК-Недвижимости"
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе "Эксперты/Мнения", может не совпадать с мнением редакции