PROЕstate: Игроки офисного рынка готовятся к кризису
Рынок офисной недвижимости Москвы замер в ожидании, бизнес-центры пустуют почти на четверть, компании не торопятся расширять офисы, а некоторые уже задумываются о сокращении. В данной ситуации от собственников и управляющих офисной недвижимостью требуются смекалка и нестандартное мышление, чтобы привлечь и удержать арендаторов.
Ощущение кризиса
Участники форума уже ощущают наступление кризиса на рынок недвижимости, в первую очередь в офисном сегменте. В Москве строится все больше и больше офисов, а арендаторов становится меньше, сетуют эксперты, и задаются вопросом: что делать, чтобы арендатор продлил аренду и предпочел именно ваше здание?
Участники дискуссий уже замечают, что начинаются сокращения в компаниях разных секторов, в том числе и не попавших под санкции.
По оценке директора по сдаче в аренду офисной недвижимости PPF Real Estate Russia Николы Обайдина, спрос на офисы последние десять лет находится на одном и том же уровне, а предложение постоянно растет. Экономическая ситуация уже заставляет девелоперов и инвесторов корректировать свои финансовые программы. На рынке отмечается рецессия, и она только углубляется, заметил вице-президент по управлению недвижимостью группы ПСН Георгий Найденов.
В то же время исполнительный директор "Военторг" Татьяна Ишунина отмечает, что на московском рынке "некризисных" было всего два года - 2006-й и 2007-й, когда собственники не думали об арендаторах. Столичный рынок довольно конкурентен, поэтому за арендатора приходится бороться всегда, особенно в периоды кризиса.
Девелоперы заморозят проекты
Участники дискуссии считают, что в нынешней ситуации и в условиях высокой вакансии офисов в Москве новые офисы не стоит начинать строить. Однако, по словам директора по управлению активами O1 Properties Павела Барбашева, это не значит, что девелоперы остановят свой бизнес. Скорее всего, в России будут использовать западный опыт, когда инвесторы начинают стройку, если на 30-40% офисов уже подписаны прелизы с арендаторами, рассказал он. В противном случае здание может долго оставаться пустым после ввода в эксплуатацию.
Никола Обайдин согласен с мнением эксперта, что подтверждает успешный опыт реализации проекта компании PPF Real Estate Russia, когда здание до завершения строительства было сдано на 70%. По его мнению, сейчас идти в спекулятивное строительство в расчете в будущем продать конечным собственникам офисные площади, тоже рискованно.
Административный директор по СНГ компании EY Анна Андреева видит сложность в реализации этой схемы в России в постоянных задержках ввода офисов в эксплуатацию, его отделки и т. д. Арендатор, подписывая прелиз, должен быть уверен, что введет новый офис вовремя. Для этого ему нужны жесткие финансовые гарантии, поясняет она. Пока не все отечественные девелоперы готовы их дать.
Что хотят собственники и арендаторы
Участники дискуссии отметили, что сейчас для арендодателей наиболее интересны российские компании с госучастием, так как они в нынешних условиях наиболее стабильны. Эксперты отмечают, что многие крупные клиенты, в том числе западные компании, пострадали от санкций и задумываются о сокращении своего представительства в России. Для собственников это будет означать потерю арендатора и денежных потоков либо сокращение ставки или арендуемой площади для них.
Однако в связи с высокой вакансией офисных площадей собственники сейчас уже не так тщательно оценивают устойчивость и стабильность арендаторов. Управляющие сажают в свои бизнес-центры арендаторов, которые готовы платить.
Эксперты отмечают, что сейчас главная цель собственников уже построенных офисных центров - удержать арендаторов, так как новых найти будет сложнее. В то же время пока управляющие компании не готовы идти на снижение ставок.
Сейчас "важно сохранить арендатора и лучше пойти ему навстречу: возможно, дать дополнительные опции, согласиться на снижение арендуемых площадей, но не снижать ставку. Если он захочет в будущем расшириться, то сделать это будет легко, а вот вернуть уровень ставки аренды сложно", - высказал свое мнение Георгий Найденов.
По оценке экспертов, сегодня в первую очередь арендатор смотрит на стоимость аренды - это первый фактор, который влияет на принятие решения для компаний. Локация, статус и класс офиса и инфраструктура уходят на второй план.
Мария Сергиенко из Capital Group отмечает, что рынок корректирует арендодателя. Арендаторы не готовы сесть в офисы без отделки, им необходимо оказывать дополнительные услуги, делать отделку, ремонт и прочее, чтобы удержать старого клиента. Заместитель руководителя департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Ксения Ревенко считает, что формат офисов shell&core (без отделки) умер уже давно, и часто арендаторам не нужны арендные каникулы на время ремонта - ему нужно въехать в готовый офис.
Сергей Велесевич