Редевелопмент туристической сферы в Крыму
Основу экономики Крыма составляют три сферы: туризм, нефтегазодобыча на морском шельфе и сельское хозяйство. Редевелопмент применительно к последним двум достаточно специфичен и напрямую практически не касается рынка недвижимости. Таким образом, основной темой рассмотрения будет редевелопмент туристической сферы. К моменту перехода Крыма и Севастополя в состав РФ их гостиничный рынок был представлен 225 гостиницами, 650 санаторно-курортными и туристическими учреждениями и примерно 3 тыс. частных мини-отелей. В 2013 г. Крым посетило 5,9 млн туристов, в основном жителей Украины. Среди иностранных туристов преобладали россияне – более 75%.
Несмотря на, казалось бы, довольно существенное количество гостиниц, среди них всего шесть находятся под управлением международных гостиничных операторов. Столь незначительное количество отелей и пансионатов, находящихся в их управлении, объясняется несколькими причинами. Одна из них – отсутствие интереса со стороны самих операторов, которые аргументируют свою позицию низкой популярностью Крыма среди туристов, "непродвинутостью" региона на международном уровне. В силу этого Крым довольно долгое время оставался интересным довольно узкому кругу туристов, склонных к активному отдыху в горах или "историческому" туризму. Ситуацию также усугубляет низкий уровень развития инфрастуктуры туризма в Крыму. Другой причиной является недостаточный уровень концентрации украинского капитала для реализации масштабных проектов в сфере гостеприимства, а экономический кризис последних лет только усилил эту проблему. Побочным следствием этого является общее отставание развития украинского рынка недвижимости по сравнению с российским примерно на 7-8 лет, как бы печально это ни звучало.
Однако нельзя сказать, что в Крыму не начинались крупные девелоперские проекты. В частности, известно о старте реновации крупного отеля "Ялта-Интурист" и пансионата "Донбасс" с объемом инвестиций около 250 млн долларов, а также о строительстве на территории Крыма Disneyland Crimea – нового уникального парка развлекательных аттракционов на площади около 10 га. О старте этого проекта объявила компания Walt Disney Parks and Resorts. Правда, судьба этих проектов в настоящий момент остается неясной.
Очевидно одно: в сознании большинства россиян Крым прочно ассоциируется с недорогим пляжным отдыхом у моря. Дополнительным плюсом является и то, что природные условия Крыма намного более разнообразны и привлекательны по сравнению с курортами черноморского побережья, а цены (пока!) существенно ниже. По сравнению же с турецкими и египетскими курортами экономкласса российские туристы получают выигрыш в более низких транспортных расходах и отсутствии языкового – а в случае других европейских стран и визового – барьера.
Еще одним препятствием к новому девелопменту в течение ближайших нескольких лет будет являться система кадастрового учета и регистрации прав на землю. Украинская система по факту уже перестала действовать в Крыму, да и была, судя по всему, достаточно устаревшей по сравнению с российской. Дополнительно накладываются вопросы наличия самого реестра прав, который в виде базы данных остался у украинской стороны. Иными словами, придется заново формировать всю систему кадастрового и технического учета земли и строений, а также базу ЕГРП. Даже при наличии достаточного финансирования это потребует не менее двух лет. Все это время права будет невозможно зарегистрировать. Сейчас, по отзывам крымских девелоперов и риэлторов, сделки проходят в нотариальной форме без государственной регистрации, которая откладывается на будущее. Излишне говорить, что это неприемлемо для крупных девелоперов. И приобретение существующих объектов в виде покупки акций или долей компании-владельца может стать реальным выходом из такой подвисшей ситуации.
Редевелопмент по сравнению с реализацией проекта на пустом участке земли имеет ряд дополнительных расходных статей. В частности, сюда относятся затраты на демонтаж существующих зданий и утилизация строительного мусора. Утилизация мусора – это расходы, уровень которых сейчас понять практически невозможно, учитывая охранный статус территории. К общим же затратам на строительство в материковой части России добавятся увеличенные транспортные расходы на доставку строительных материалов в Крым, поскольку сейчас это, учитывая фактическую транспортную железнодорожную блокаду со стороны Украины, весьма затруднительно. Доставка материалов пока возможна только морским путем.
Таким образом, говоря о возможной инвесторской себестоимости проекта редевелопмента недорогой курортной недвижимости в Крыму, можно предположить, что она будет составлять не ниже 100 000 долларов на номер. Кто же будет потребителями услуг таких отелей? Как правило, это туристы-бюджетники с уровнем расходов не выше 2000 руб./номер в сутки с питанием. Делая простой расчет, получаем, что простая недисконтированная доходность такого проекта при среднегодовой загрузке в 50% составит 5-6%, что предельно мало для российских бизнес-реалий. Получается, что владелец должен либо снижать капитальные затраты на редевелопмент, либо увеличивать стоимость проживания, либо увеличивать загрузку отеля. На последний пункт стоит обратить особое внимание. Дело в том, что любой курорт имеет очень выраженную сезонность. Это проблема любых морских курортов, не только Крыма. То есть, задаваясь целью увеличить продолжительность сезона пребывания туристов, инвестор должен заранее подумать о том, за счет чего это можно сделать. И первое, что приходит на ум, это санаторные услуги: использование водных источников, целебного воздуха и т.д. Расширение спектра санаторных услуг в домах отдыха вполне реально может увеличить востребованность таких комплексов и увеличить их загруженность за пределами курортного сезона: весной и осенью.
Вице-президент GVA Sawyer, партнер, Николай Вечер