Лондонский музей дизайна назвал лучшие архпроекты
Лондонский музей дизайна объявил победителей семи номинаций ежегодной премии "Дизайн года". В конкурсе принимали участие самые инновационные и оригинальные образцы мирового дизайна, созданные за минувший год в разных странах мира.
Конкурс проходит в семи номинациях - архитектура, цифровые технологии, мода, мебель, графика, транспорт и потребительские товары. В этом году в номинации "Архитектура" победителем стал Культурный центр имени Гейдара Алиева в Баку, спроектированный архитекторами Захой Хадид и Патриком Шумахером.
В честь бывшего президента Азербайджана строится много зданий и центров. Это здание в Баку ставит под сомнение законы геометрии и гравитации: здесь не видно ни одного прямого угла, одни только плавные линии. Неровные волнистые формы центра видны со всех сторон. Создается впечатление, что здание не стоит на земле, а парит в воздухе.
Строение обтянуто гладкой сеткой из стеклянных панелей, которые не имеют видимых соединений. Традиционные различия между архитектурным объектом и городским пейзажем, экстерьером и интерьером здесь размыты.
Интерьер здания продолжает тему слияния объекта и пространства в сплошные поверхности. Этажи превращаются в пандусы и стены, скручивающиеся откосы и потолки, которые затем поворачивают дальше и исчезают из поля зрения, превращаясь в бесконечные белые перспективы. Архитекторы решили создать такой объект архитектуры, в котором был бы виден непрерывный поток внутреннего и внешнего, символизирующий бесконечность.
Культурный центр имени Гейдара Алиева представляет собой комплексное сооружение, включающее в себя конгресс-центр, музей, выставочные залы, административные офисы. Это здание стало одним из символов Баку.
Захе Хадид и Патрику Шумахеру удалось обойти 13 других номинантов, среди которых были Дэвид Чипперфилд, который спроектировал музей современного искусства Museo Jumex в Мехико, и Джон Поусон, автор проекта реконструкции средневековой церкви Санкт-Мориц в Аугсбурге.
Также на престижную премию были номинированы и другие проекты. "РБК-Недвижимость" сделала подборку наиболее интересных работ, заявленных на конкурс.
Среди них и церковь Санкт-Мориц, которая была основана еще в 1019г. Ее дважды перестраивали в готическую эпоху. В 1944-м она очень сильно пострадала от бомбежки, и после войны ее восстановил немецкий архитектор Доминик Бем, однако его сдержанный замысел сильно искажен позднейшими наслоениями. В 2007г. церковная община избавилась от большинства лишних деталей, но само сооружение также нуждалось в обновлении, и прихожане пригласили к сотрудничеству Джона Поусона. Он решил выполнить интерьер и экстерьер старинного здания в строгом белом цвете, который подчеркивает высокое назначение церкви.
Дэвид Чипперфлд создал проект музея современного искусства Museo Jumex в Мехико. Площадь строения - 1,6 тыс. кв. м. Первые уровни здания рассчитаны на выставочные залы и учебные зоны, в остальных располагаются книжные магазины и кафе. Так как здание музея стоит по соседству с высотным сооружением, нужно было позаботиться о том, чтобы в Museo Jumex проникало как можно больше естественного света. Особое внимание к естественному освещению ярко отразилось на оригинальной конструкции крыши.
Еще один проект, который был номинирован на премию в области архитектуры - центр FRAC в Орлеане, похожий на вырвавшиеся из-под земли трубы. Авторы этого проекта - архитекторы Доминик Жакоб и Брендан Макфарлейн, основатели студии Jakob + MacFarlane. Чтобы спроектировать новый центр современного искусства в Орлеане, они взяли параметры окружающих зданий, нарисовали сетку, а потом деформировали ее, переведя из 2D в 3D. Сегменты отлили из алюминия, вставили в них светодиоды, а потом на месте собрали. В результате здание стало напоминать каменистую поверхность далекой планеты. Это проект получил название "Турбулентность". Здесь удалось поместить медиагалерею и временную выставочную галерею.
В конкурсе также участвовал проект плавучей школы в Макоко (Нигерия), созданный архитектурным бюро NLE Architects. По его проекту была построена плавучая школа в Нигерии, расположенная на территории города Лагоса. Это сооружение на воде многофункционально, кроме того, его постройка не требует больших денежных затрат. Здание было сконструировано таким образом, чтобы оно не пострадало от наводнений. Школа трехуровневая: на первом находятся крытое помещение для занятий, чуть ниже - детская площадка. Верхний уровень занимает площадка для занятий под открытым небом.
В почетный список финалистов номинации "Архитектура" вошел фасад бутика Paul Smith в Лондоне, созданный архитекторами британского бюро 6a Architect. Для фасада бутика Paul Smith они разработали декоративные накладные панели из железа с ажурным орнаментальным рельефом. Проект стал своеобразной попыткой возрождения традиционной лондонской моды на чугунный фасадный декор, которая буквально захлестнула улицы британской столицы после триумфального явления миру Хрустального дворца Джозефа Пакстона в 1851г. В условиях катастрофической сырости новый передовой по тем временам материал - чугун - значительно усерднее противостоял коррозии, нежели сварочное железо, и при этом позволял создавать самые причудливые формы. Благодаря нетривиальной придумке фасад бутика получил очень яркий и независимый вид. Рисунок циклической графической рустовки, который повторяется в декоре балконной решетки второго этажа, создает необычную игру фактуры и светотени.
Неожиданное решение предложила британская компания Alison Brooks Architects. Она спроектировала целый жилой квартал в британском городе Харлоу по принципу экономии пространства. По задумке авторов, проект должен разрушить стереотип о том, что комфортно можно жить только в красивых особняках. Дома во всем квартале построены из материалов темных цветов и имеют геометричную форму в стиле немецкого экспрессионизма.