Россия уступает Китаю и Турции по объемам строящихся торговых центров
В настоящее время в крупнейших городах мира общий объем строительства новых торговых центров составляет 39 млн кв. м, что на 3 млн кв. м больше, чем в 2013 г, свидетельствуют данные последнего отчета международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE.
В мировом масштабе наибольшая активность строительства торговых центров наблюдается в Китае. Среди 180 стран, более половины строящихся торговых площадей находятся в пределах Поднебесной. Первое место занимает Шанхай с его 3,3 млн кв. м строительства, что больше, чем общий показатель по всем европейским городам, не считая России и Турции.
Сразу за Шанхаем идет еще один китайский город - Чэнду с объемом строительства в 3,2 млн кв. м, затем Шеньджень и Тяньцзинь с 2,7 и 2,5 млн кв. м. строящихся площадей, соответственно.
В десятке лидеров находятся также Стамбул, Ухань, Москва, Пекин, Нанкин и Гуанджоу.
В Европе на рынке строительства торговых центров продолжают доминировать российские и турецкие города. Самый активный рынок в Европе - это Стамбул с его строящимися 27 торговыми центрами (1,9 млн кв. м). Как и в других местах, большая часть этих новых площадей располагается в пригороде, вдали от центральной части городов.
Где "пошопиться" в Москве
В России лидирует Москва, где 1,5 млн кв. м строящихся торговых площадок должны открыться в ближайшие три года. Однако активность девелоперов находится на историческом пике и в других региональных центрах, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара и Новосибирск, где только в 2014г. планируется завершить строительство около 2,6 млн кв. м площадей, говорится в исследовании.
Как отмечается в отчете консалтинговой компании Knight Frank, всего к вводу в эксплуатацию в 2014г. в московском регионе заявлены 23 торговых центра общей площадью 2,04 млн кв. м, GLA (арендопригодная площадь) составит 1,02 млн кв. м. На этапе проектирования находятся еще более 30 объектов.
Аналитики компании напоминают, что в 2013г. общий объем предложения площадей в московских торговых центрах увеличился на 600 тыс. кв. м (GLA – 364 тыс. кв. м) за счет открытия 18 торговых центров.
Новые объекты сконцентрированы преимущественно на юге столицы. Таким образом, ЮАО (самый густонаселенный округ Москвы) укрепил свои лидирующие позиции с точки зрения объема предложения и вошел в тройку наиболее обеспеченных качественными торговыми площадями округов. Лидерство по данному показателю за счет низкой численности населения по-прежнему удерживает ЦАО. Что касается востока столицы, где рынок торговой недвижимости наименее развит, то здесь значимых изменений не произошло: ввод в эксплуатацию одного комплекса районного формата в 2013г. не изменил ситуацию, комментируют выход площадей аналитики Knight Frank.
По данным консалтинговой компании Welhome, обеспеченность торговыми площадями в Москве на конец 2013г. составляла 370 кв. м на 1 тыс. жителей. Однако эксперты компании замечают, что хотя на 2014г. запланирован ввод более, чем 1 млн кв. м площадей в торговых центрах, на практике, вероятнее всего, этот показатель будет значительно ниже. На протяжении 2013г. средние ставки аренды в торговых центрах оставались стабильными, а вакантные площади составляли порядка 2,5-3%. В ближайшей перспективе роста средних ставок аренды не прогнозируется ввиду значительного ввода торговых площадей. В традиционно успешных и посещаемых торговых центрах ставки аренды продолжают постепенно расти.
Как отметил директор отдела исследований рынка CBRE в России Валентин Гаврилов, предложение новых торговых площадей в 2014г. в Москве и регионах имеет шанс вплотную приблизиться или превзойти исторические рекорды. К сожалению, замечает эксперт, данный пик активности девелоперов может совпасть с "просадкой" спроса вследствие продолжения ослабления макроэкономических индикаторов и негативно влияющих на них геополитических событий.
"Выросшая неопределенность оказывает сдерживающее влияние на планы сетей по развитию и открытию новых магазинов. Выросшая волатильность финансовых рынков усложняет финансирование проектов. В результате, растут риски того, что строительство новых торговых площадей будет замораживаться, а сроки ввода - переноситься на более поздние периоды. Тем не менее, шансы на позитивное развитие событий во 2-е полугодии сохраняются", - прогнозирует Валентин Гаврилов.