Инициатива Минстроя поднимет цены на жилье на треть
[FL]- З[/FL]а последние 10 лет количество обманутых дольщиков – это реальность – сократилось в разы. Как вы считаете, за счет чего это произошло?
- В первую очередь благодаря целому комплексу мер, в том числе принятию 214 федерального закона и разработке страховых программ. Началась серьезная работа и глав регионов, и глав городов, то есть контроль идет на высоком уровне. Количество обманутых дольщиков действительно сократилось в разы. Кроме того, безусловно, меняется и сам рынок, застройщики с плохой репутацией не могут развиваться. Сейчас репутационная составляющая серьезно влияет на бизнес. Рынок фактически сам отсеивает недобросовестные компании.
Тем не менее я думаю, что в ближайшее время все еще могут возникать подобные ситуации с обманутыми дольщиками, но здесь уже будут влиять другие факторы – либо чисто экономические, либо какие-то кризисные ситуации. Причиной может быть и то, что наши власти меняют правила буквально на ходу, фактически "подставляя" девелопера. В итоге за все отвечает девелопер, его штрафуют, наказывают, а в результате все равно страдают покупатели. Причем, как правило, практика показывает, что в итоге всем обманутым дольщикам жилье предоставляют и власти принимают в этом активное участие.
- Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию и меры, которые принимают для спасения обманутых дольщиков?
- Телевидение продолжает активно развивать тему обманутых дольщиков. При этом новых материалов не так много. Например, совсем недавно опять вернулись к истории с "Рублевской Ривьерой", о проблемах которой говорили еще в 2005 году. Прошло почти 10 лет, а журналисты представляют материал таким образом, как будто это было буквально на днях. И после этого снова заводят речь о том, что необходимо ужесточить меры.
Куда больше?! Меры, которые применяются к инвесторам сейчас, можно назвать карательными. Фактически из-за нескольких недобросовестных застройщиков страдают все. Уже сейчас благодаря дополнительным условиям страхования увеличилась инвестиционная себестоимость строительства, за которую в итоге платит конечный потребитель. Любые инновации – это, конечно, хорошо, но нужно думать о том, что будет дальше.
Мы в данном случае, с одной стороны, осознаем проблемы покупателей, с другой – готовы встать на защиту инвесторов, потому что прекрасно понимаем, что в конечном счете пострадает весь рынок в целом.
– На этих выходных появилось сообщение, что Минстрой предлагает застройщикам отказаться от самой популярной сейчас схемы продажи жилья – по договорам долевого строительства. Как вы оцениваете эту инициативу?
- Надо же было что-то сказать, вот и сказали. По сути, за 10 лет сложилась определенная система, которая наконец начала работать. А теперь получается, что девелоперов фактически загнали в угол и лишили всех правовых механизмов. Представьте, завтра появится очередной новый руководитель, который предложит какие-то абсурдные меры, и все его тоже поддержат. Например, собрать всех девелоперов и сразу посадить. Тогда никто ничего не будет строить, и проблема будет решена. Не будут строить – не будет обманутых дольщиков. Идеальная система просто.
- Уже появились прогнозы, что эта инициатива Минстроя приведет к 30-процентному росту цен на новостройки. Вы разделяете такое мнение?
- На самом деле речь идет о 30-35%. Такая ситуация сразу приведет к росту цен, безусловно. Подобная инициатива реально начнет тормозить строительство. Сократятся объемы строительства, многие потеряют работу. В итоге благодаря новому закону государство заберет под себя до 95% всего строительства. А кто сказал, что государство хороший собственник и умеет управлять бизнесом? Как правило, получается наоборот.
- Кому это выгодно?
- Я считаю, что это делается в интересах окологосударственных структур, которые смогут найти доступ к средствам, тем самым закрыв дорогу всем частным компаниям. Ведь все мы взрослые люди, видим, что происходит. Каким-то организациям согласовывают на один гектар 5000 м, кому-то 50 000 м.
Что будет дальше? Просто будет закрываться бизнес, который сейчас дает дополнительный потенциал развития, более чем для 30 смежных специальностей. И во всем мире строительный сектор всегда считался локомотивом экономики. А сейчас этот поезд направленно пытаются пустить под откос.
То один депутат выступает со своей инициативой, то другой, постоянно меняют правила. Почему для девелоперов не установят понятные, стабильные законы? Пару лет назад были разговоры о том, что все согласования будут занимать 4-5 месяцев, сейчас в Москве, если делать все по закону, последовательно, на это в лучшем случае два года уходит. И еще неизвестно, что дальше. Правила меняют на ходу. Честно говоря, даже при Юрии Михайловиче Лужкове этот процесс был намного понятней и прозрачней, хотя тоже далек от идеала.
- Как вы относитесь к вводимой системе обязательного страхования ответственности застройщиков? Некоторые девелоперы говорили, что это приведет к росту стоимости строительства квадратного метра…
Прежде чем вводить что-то новое, нужно смоделировать ситуацию. Надо выслушать не только людей, которые пострадали в результате строительных афер, но и другую сторону. Необходимо услышать еще девелоперов и бизнесменов, потому что на сегодняшний день бизнес у нас – это государственный олигархический госкапитализм.
- Чисто по ощущениям – какое время наступает на рынке новостроек, чего нам ждать?
- Мы сейчас зависим от цен на нефть, затем, конечно, влияет общий политический фон, в том числе события на Украине и в Российской Федерации. Если государство наше будет так же продолжать нажимать на бизнес, то бизнес плавно будет уходить из сектора строительства. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что многие открывают строительный бизнес в Германии, Италии, Швейцарии. Ищут альтернативные страны и новые направления, потому что понимают, что ловить здесь нечего. Для бизнеса нет никакой защиты. А его надо защищать.
Мы хотим развиваться в России, и мы готовы к разумному диалогу. Хочется, чтобы правительство не только защищало интересы покупателей, но и прислушивалось к мнению инвесторов. Настоящих инвесторов, а не участников каких-то специально созданных клубов по интересам.