Москва на 8 месте среди самых дорогих рынков торговой недвижимости
Гонконг стал самым дорогим городом для международных ритейлеров. Арендные ставки в Нью-Йорке, Париже и Лондоне по-прежнему продолжают бить рекорды. Москва заняла восьмое место в рейтинге самых дорогих рынков торговой недвижимости, говорится в отчете CBRE.
Стоит отметить, что по итогам прошлого рейтинга CBRE Москва занимала 9 место.
В Гонконге средние ставки аренды достигли 46,3 тыс. долл. за 1 кв. м в год, подсчитали в CBRE. На втором месте идет Нью-Йорк (35,3 тыс. долл. за 1 кв. м в год), на третьем - Париж (15,5 тыс. долл. за квадратный метр в год). Вслед за ними идет Лондон, где ставки аренды составляют 14,5 тыс. долл. за квадратный метр в год. На пятом месте - Цюрих, где арендные ставки в среднем составили 10,2 тыс. долл. за 1 кв. м в год.
Москва оказалась на восьмом месте в списке самых дорогих рынков торговой недвижимости. Здесь ставки аренды составили 7,9 тыс. долл. в год за "квадрат".
Конкуренция среди крупнейших городов мира становится все острее, отмечают аналитики CBRE. Спрос подогревается люксовыми ритейлерами, которые готовы платить рекордные суммы за качественные торговые площади. При этом объемы строительства упали до исторически низких значений, что приводит к нехватке торговых площадей. Дефицит первоклассных площадей подталкивает некоторых ритейлеров к аренде второстепенных активов и выходу на второстепенные рынки.
Примечательно, что средние ставки аренды на нескольких ключевых международных рынках, представленные в местной валюте, продемонстрировали в 2013г. двузначный прирост. Особенно эта тенденция заметна в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Здесь за год ставки аренды выросли на 29%, 18% и 11% соответственно относительно прошлых показателей, которые и так можно было считать заоблачными.
По данным CBRE, рост арендной ставки на центральных улицах Москвы оставался стабильным в течение прошлого года. Спрос также остался стабильным, однако сама структура рынка торговой недвижимости начала меняться. Доля модных магазинов на центральных улицах Москвы продолжает снижаться, так как большинство москвичей покупают одежду и обувь в крупных торговых центрах. В ближайшее время на московском рынке также ожидается появление большого количества новых крупных торговых центров, прогнозируют аналитики.
По данным компании Colliers International, сейчас в Москве на 1 тыс. человек приходится 352 кв. м торговых помещений. В прошлом году в Москве было введено в эксплуатацию 11 качественных торговых центров суммарной арендопригодной площадью 211 тыс. кв. м. Большая часть проектов, заявленных к открытию в 2013г., была перенесена на этот год. Рынок торговой недвижимости Москвы до сих пор далек от насыщения. В 2014г. в Москве рост арендных ставок составит 5-10%, а в связи с большим объемом запланированных к открытию торговых площадей в столице ожидается временное увеличение вакантности до 4-5%, прогнозируют эксперты компании Colliers International.
"Организация в 2013 году в Москве сети пешеходных зон привела к появлению новых локаций с высокой стоимостью аренды – например, на Никольской улице, на Кузнецком мосту. Благоустройство улицы и ограничение движения автотранспорта привело к значительному увеличению пешеходного трафика. В результате, выросли доходы стрит-ритейла и повысились ставки аренды коммерческой недвижимости. В ближайшее время стоимость аренды в новых пешеходных зонах – например, на Никольской - может сравниться с Столешниковым переулком", - рассказал генеральный директор компании Vesper Борис Азаренко.
По данным исследования, меняется сама структура рынка торговой недвижимости. Доля модных магазинов на центральных улицах снижается, так как москвичи отдают предпочтение крупным торговым центрам. Большинство международных брендов, которые приходят в Москву, не относятся к люксовому сегменту.
"Действительно, большинство новых международных брендов, которые приходят в Москву, не относятся к люксовому сегменту, это скорее масс-маркет. Это связано преимущественно с тем, что люксовые бренды уже существуют в России. Единственное изменение тренда, которое мы наблюдаем на рынке, связано с тем, что многие из этих брендов начинают напрямую работать в России, без своих партнеров-дистрибьюторов. Если говорить о тренде перехода брендов в торговые центры, особенно в нецентральных частях города, он имеет место быть. Там больше трафика и люди едут туда целенаправленно совершать покупки. Хотя нельзя сказать, что стрит-ритейл не привлекателен для крупных игроков. Скорее приход их в торговые центры связан в большей степени с отсутствием качественных площадей стрит-ритейла, которые удовлетворяли бы требованиям крупных западных компаний", - прокомментировал управляющий директор в России и СНГ Valartis Group Александр Николаев.