Иностранцы диктуют правила на уральских стройках
С технической точки зрения новых революционных подходов к организации строительства благодаря сотрудничеству с иностранцами на местном рынке не появится, убеждены представители уральского бизнеса. Но инвесторы все равно подписывают с варягами договоры генподряда, а застройщики создают с ними СП. Иностранное участие гарантирует длинные деньги из-за рубежа. У приглашенных специалистов можно поучиться системности составления планов и контроля за выполнением работ.
Сейчас, по оценкам экспертов, в столице Урала с десяток иностранных строительных организаций. Крупные российские инвесторы привлекают их в качестве генеральных подрядчиков на масштабные работы. К примеру, французский Bouygues Batiment International достраивает гостиницу "Хаятт" и недавно подписал с УГМК договор генподряда на создание ЖК "Исеть" в рамках проекта "Екатеринбург-Сити", в который входит и отель. Австрийский Strabag приступил к возведению первой очереди района Академический с прицелом на следующие площадки.
Другие игроки екатеринбургского строительного рынка создают с зарубежными застройщиками совместные предприятия. В частности, "Эльмашстрой" и финский концерн YIT учредили СП "ЮИТ Уралстрой", которое занимается жилищным строительством. Строительное подразделение объединения "ФИНПРОМКО" нашло себе партнера в Азии — компания организовала совместное предприятие с китайской корпорацией Sinomach.
Генподрядчик из-за рубежа — гарант иностранных кредитов
Иностранный партнер — это связующее звено между местным девелопером и зарубежным инвестором, проводник заемных средств, как отмечают эксперты. Участники проекта строительства гостиницы "Хаятт" заявляют, что 50% его финансирования — заемные средства пула зарубежных банков во главе с "Сосьете Женераль", привлеченных французской стороной под гарантии государственного экспортно-импортного агентства COFACE (Франция), уточняет Жан-Луи Агенауер, руководитель французской консалтинговой компании OPIM International Consulting в Екатеринбурге: "Участие Bouygues Batiment International в строительстве отеля позволило привлечь крупного сетевого гостиничного оператора "Хаятт".
Одним из условий тендера на застройку Академического была четко ограниченная "Реновой" себестоимость строительства — 19,5 тыс. руб. за кв. м жилой недвижимости. Австрийский застройщик в эти суммы не уложился, но Strabag все равно объявили победителем тендера. Преимущество иностранного генподрядчика перед другими участниками тендера, в частности, в том, что он может выступить гарантом получения инвестиций из Европы, отмечают эксперты. Кредитовать строительство Академического намерены Райффайзенбанк и Европейский Банк Реконструкции и Развития. Любой инвестор считает: участие известной ему стройкомпании с портфелем выполненных заказов снижает риски, и, чтобы поменьше волноваться за судьбу своих денег, зарубежные банки предпочитают проекты с привлечением "понятных" строителей. По словам Станислава Придвижкина, директора филиала ЗАО "Ренова-СтройГруп", Strabag не выступал гарантом получения иностранных инвестиций. "Но участие в проекте компании с мировым именем, безусловно, положительно сказалось на этом процессе", — добавил г-н Придвижкин.
Как отмечает Вячеслав Трапезников, председатель правления строительной компании "Астон Груп", его организация, по сути, местный игрок. Название, полностью совпадающее с фирменным наименованием калифорнийского застройщика, указывает на то, где компания берет средства под свои объекты. "Астон Груп" в Екатеринбурге — это исключительно инвестиционный проект для наших партнеров из США. Подписав договор с представителями американского "Астона" около трех лет назад, мы взяли на себя весь объем задач по организации строительства. С них — только инвестиции. Мы составляем проекты, утверждаем их в американском офисе и получаем из США деньги на строительство", — поясняет г-н Трапезников.
Принципиально новые строительные технологии из-за границы не привозят
В пресс-релизах о привлечении на уральские стройплощадки иностранцев российские инвесторы и застройщики не забывают упомянуть уникальный опыт работы зарубежных специалистов и их технологии. Но по факту никаких принципиально новых подходов к возведению зданий иноземцы в Екатеринбург не привозят, считает Вячеслав Трапезников: "Представители турецких, китайских, европейских компаний могут сколько угодно приезжать сюда и демонстрировать местным девелоперам видеофильмы, в которых иностранные профи льют по три-четыре этажа монолита в месяц. Я поначалу радовался перспективе научиться вот так же, как они, строить быстро и качественно". Но технология оказалась неприменимой на Урале, продолжает г-н Трапезников: "Эти фантастические стройки ведутся при температуре от +20 до +40. Самая низкая температура эксплуатации здания, построенного по этой технологии, +5 градусов. У нас дома строят, учитывая то, что температура за окном будущих квартир может опускаться до минус 40. Потому марка бетона здесь требуется более высокая, чем, скажем, в Турции, и сохнет он куда дольше".
Местные эксперты не находят никаких революционных технологических решений на стройках "Хаятта" и первой очереди Академического. В обоих случаях иностранные генподрядчики используют известную на Урале технологию каркасно-монолитного домостроения.
Из новинок Bouygues применил в проекте гостиницы технологию активных фасадов. Ее суть: в здании не используются традиционные батареи, теплый воздух циркулирует между стеклами и обогревает все помещение. Но ни существенной экономии ресурсов, ни сокращения сроков строительства в таком фасаде нет, утверждает один из екатеринбургских застройщиков: "Да, красиво. Да, интересно и нестандартно. Но не более. Революции на местном рынке не случилось. Никто не кинулся возводить такие же фасады".
Австрийский застройщик в будущем все-таки намерен привезти на Урал новую технологию, сообщает Мартин Вебер, руководитель екатеринбургского офиса Strabag. Компания планирует поучаствовать в застройке следующих очередей Академического и уже сейчас обсуждает с заказчиком возможные варианты использования европейских материалов. Г-н Вебер: "В качестве одного из вариантов мы рассматриваем панель. Для екатеринбуржцев панельные дома — это ужас. Действительно, построенные здесь в советские годы крупнопанельные здания не могут вызывать других эмоций. Но за последние 40 лет эта технология в Европе ушла далеко. Думаю, вскоре мы сможем ее здесь продемонстрировать". У Strabag есть собственное предприятие, которое выпускает крупнопанельные элементы зданий, и компания активно использует эту технологию домостроения в Европе. Мартин Вебер не исключает, что производственное подразделение австрийского застройщика появится на Урале.
Европейские материалы уже использует на своих стройках корпорация "Маяк". В прошлом году этот застройщик создал совместное предприятие с французской "Урал Атлантик" (представительство торгово-промышленной палаты Бургундии), занимающейся поставками стройматериалов в Уральский регион. СП "Маяк Атлантик" — российская компания с центральным офисом в Екатеринбурге. Представительство этой структуры во Франции теперь подыскивает для "Маяка" новые строительные технологии. Пока позаимствованный екатеринбургским застройщиком зарубежный опыт не внес кардинальных изменений в основную, монолитную, технологию. Из Франции "Маяк" привез бесшумные системы отопления и канализации, которые планирует внедрять на своих стройплощадках. Ожидать того, что СП найдет в Европе уникальный подход к организации строительства, который полностью перевернет всю систему работы застройщика, не стоит, полагает Марина Конькова, президент "Маяка". Но в вопросах организации строительства у европейцев можно поучиться системности постановки задач и их исполнения, уверена она.
Иностранцы контролируют каждый шаг уральских партнеров
Местные застройщики, поработавшие с иностранцами, отмечают: заграничные партнеры прописывают все этапы строительного производства до мелочей. Другой вопрос — как добиться выполнения формализованных стандартов не на бумаге, а на деле. Исполнители далеко не всегда готовы к таким нововведениям. Иными словами, то, что для иностранца закон, для уральца — вовсе не догма.
Вадим Стихин, директор "Екатеринбургского архитектурно-градостроительного бюро", приводит пример столкновения иностранного менеджера, вооруженного задокументированной технологией, с местными каменщиками: "Несколько лет назад руководитель СМУ-77 Олег Николя никак не мог добиться от рабочих стабильного качества кирпичной кладки. Строители мыслили категориями "вот так примерно ровно" и не могли приспособиться к требованиям, составленным по западным образцам". Проблему руководитель решил радикально, предпочтя иностранные нормативы, а не привычки сотрудников, продолжает г-н Стихин: "Он уволил профессиональных каменщиков. Взял на их места токарей и фрезеровщиков. Поделил их на бригады и начал учить. В итоге получил стабильно ровную кладку. Просто мышление у фрезеровщиков другое. Они приняли установленные требования, поскольку для этих специалистов, как и для их руководителя, "ровно" — это значит отступление от стандарта не более чем на 0,2 мм".
Формализация работы с подрядчиком в представительствах иностранных компаний начинается еще до того, как екатеринбургский партнер возьмется выполнять принятые обязательства. Нормы найма подрядных организаций и отказа от их услуг тоже прописаны до мелочей.
Отвечая на вопрос, что должна гарантировать местная компания, чтобы стать субподрядчиком, представители Strabag и Bouygues рефлекторно начинают загибать пальцы, по пунктам перечисляя требования. Во-первых, потенциальный подрядчик должен обладать необходимым для выполнения конкретного объема работ набором техники и штатом сотрудников. Формулировки "докупим позже" или "арендуем у других" иностранцы не принимают. "В Екатеринбурге мы столкнулись с тем, что здесь работают компании, у которых по большому счету нет собственных ресурсов. Офис и три человека персонала — это все, что у них есть. Они нанимаются подрядчиками, а затем обращаются к другим организациям города, заключая с ними вторичные договоры. С такими мы сталкиваемся часто. От их услуг всегда отказываемся. Но, насколько я понимаю, местные генподрядчики с ними сотрудничают. Это странно", — сетует Ален Пийон, директор по строительству Bouygues Batiment International. Во-вторых, потенциальный подрядчик должен понимать, что от него требуется. В екатеринбургском офисе Strabag нынешние субподрядчики первой очереди Академического провели не один час "разжевывания" нюансов. Даже проект стройгородка, где будут жить рабочие, — это документ в несколько сотен страниц, учитывающий все. Вплоть до толщины слоя насыпи из щебня, указанной в миллиметрах.
К этому местный строительный бизнес тоже еще не привык, считает Александр Погончик, директор по инвестиционному строительству "ЮИТ Уралстрой": "На первых этапах нас удивлял педантичный подход финнов к составлению проектов. Они не предпринимают никаких шагов, пока не пропишут весь процесс до мелочей. Наши застройщики все-таки часто упускают детали, руководствуясь эмоциями. Мы легко можем загореться, скажем, идеей строительства жилого дома в центре города, оставив на потом или решив впопыхах проблему выбора тех же стройматериалов и технологии строительства. Иностранцы привыкли решать все эти вопросы "на берегу".
В-третьих, потенциальный подрядчик должен гарантировать максимальную безопасность работы своих же сотрудников. Для иностранных компаний вопрос охраны труда принципиален, поэтому они не допускают даже незначительных отклонений от правил. Специалисты Bouygues не позволяют присутствовать на площадке посторонним (например, рабочим, состоящим в штате компании, но не задействованным на данном участке именно в это время), проверяют наличие ограждающих конструкций (это правило местные контрагенты нарушают особенно часто), контролируют использование положенных по нормам защитных средств (сварка в защитной маске и наличие спецкомплекта одежды, работа в касках и т. п.), устраняют свалки строительного мусора.
Нарушение всех этих требований может стать для субподрядчика Bouygues причиной разрыва договора. Что происходит достаточно часто, добавляет г-н Пийон: Bouygues расторгает соглашения с тремя из четырех екатеринбургских субподрядчиков. Самые распространенные, как поясняет он, причины "увольнения" подрядных организаций — несоблюдение сроков, несоответствие выполненных работ нормам качества и нарушение техники безопасности.
В Екатеринбурге и Bouygues, и Strabag сформировали внутренние бригады, которые ежедневно сверяют результаты труда подрядчиков с нормами и сроками, указанными в бесчисленных инструкциях и соглашениях. Офис Bouygues находится прямо на стройке. Такие ревизии — единственный функционал бригад Bouygues, поэтому специалисты посвящают проверкам весь рабочий день. Риск того, что ошибка местного контрагента останется незамеченной, снижается до минимума, считает Ален Пийон. Примерно раз в шесть месяцев приезжает специальная комиссия и внимательно изучает все документы. "Менеджмент компании, который управляет стройкой здесь, отчитывается о ходе работ. Проверив все на бумаге, комиссия поднимается на стройплощадку "Хаятта" и убеждается в выполнении плана, соотнося конкретные результаты с запланированными показателями", — заключает г-н Пийон.
Специалисты финского YIT, придя в столицу Урала, установили на всех стройках камеры видеонаблюдения и постоянно контролируют каждого сотрудника, чтобы также получать гарантированное качество работ, описывает ситуацию г-н Погончик.
Дмитрий Шлыков