В России не будет финансироваться строительство новых дорог
Минтранс принял решение сократить объем финансирования строительства новых автомобильных дорог и направить средства на поддержание и ремонт уже эксплуатируемых. Об этом на пресс-конференции заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин.
По его словам, инвестиции в размере 16 млрд руб., которые выделены в 2005 г. на поддержание состояния автодорог, планируется увеличить до 44 млрд руб. При этом рост инвестиций будет осуществлен за счет сокращения программы финансирования строительства новых автодорог.
Министр подчеркнул, что это не означает прекращение строительства всех новых автомобильных трасс. "Мы продолжим строительство новых автодорог, которые будут являться частью международных транспортных коридоров. Для строительства других новых дорог в федеральном бюджете пока денег нет", - отметил И.Левитин.
Кроме того, министр сообщил, что практически завершено технико-экономическое обоснование по четырем основным проектам создания платных автодорог в России, "дальнейшие действия зависят от сроков принятия закона о концессиях". Если этот закон не будет принят до конца года, что, по оценке министра, маловероятно, то данные проекты будут реализовываться по механизму открытых акционерных обществ.
Однако, как сообщил РБК осведомленный источник, во втором полугодии 2005 г. из федерального бюджета на строительство новых дорог и реконструкцию уже существующих будет дополнительно выделено, по прогнозу, от 10 до 20 млрд руб. По словам источника, именно эти средства будут направлены на программу реконструкции дорог. При этом сокращения строительства новых дорог в текущем году не будет.
Следует отметить, что в России за последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог упали в 4 раза - с 7 тыс. км в 2000г. до 1 тыс. 750 км в 2004г. При ежегодном росте ВВП на уровне 7% должно каждый год вводиться 17 тыс. км новых дорог. В настоящее время, строится в 10 раз меньше.
Объемы ремонтных работ за последние пять лет также снизились - вдвое. В отдельных регионах происходит разрушение существующей дорожной сети. За 5 лет дорожная отрасль недополучила около 70 млрд руб. Так, доля расходов на дорожное хозяйство субъектов Российской Федерации снизилась с 29% в 2000г. до 9,1% в 2004г. Доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, составляет сейчас лишь 24%.
В целом более 60% федеральных и около 75% территориальных дорог России не соответствуют нормативно-техническим требованиям. Более 27% федеральных магистралей работают в режиме хронической перегрузки. Особенно это касается московского и петербургского транспортных узлов.