Для покупателей квартир в экономклассе главное – цена
Покупатели жилья экономкласса уже не те, что четыре года назад. До кризиса действия потенциальных покупателей квартир напоминали поведение слепых котят. Никто особо не обращал внимание, по какому договору ведутся продажи и какая репутация у застройщика. Итогом такой непредусмотрительности стало масштабное появление обманутых дольщиков. Ведь большинство из этой категории граждан "повелись" на низкие цены и забыли про бдительность.
Несколько лет назад никого особо не волновало качество строительства. Цены на недвижимость настолько высоки, что нужно хватать самое дешевое предложение, а в каком виде сдается дом и квартира - это уже дело десятое. В результате частенько приходилось заплатить еще половину стоимости новой квартиры, чтобы сделать ее пригодной для проживания.
И в последнюю очередь как покупатели, так и сами застройщики задумывались о наличии комфортной среды проживания и полноценной инфраструктуры. Целые микрорайоны возводились без детских садов и поликлиник.
Времена меняются
Но сегодня такая халтура не пройдет, покупатель стал более разборчивым, у него появился выбор. Хотя, как замечают эксперты, цена вопроса все равно имеет первостепенное значение. "Самый главный критерий при покупке - стоимость квартиры. Как правило, при выгодной стоимости все остальные критерии второстепенны", - уверяет председатель совета директоров компании "БЕСТ-Новострой" Ирина Доброхотова. Сейчас, по оценке эксперта, средний бюджет покупки квартиры в экономклассе составляет от 1,5 до 2 млн рублей за студию 35 кв. м, от 2,2 до 2,5 млн рублей за однокомнатную квартиру 44 кв. м, от 3,1 до 3,6 млн рублей за двухкомнатную квартиру 60 кв. м и 3,7-4,2 млн рублей за трехкомнатную квартиру 75 кв. м).
Как поясняет генеральный директор компании "МИЭЛЬ-Новостройки" Мария Литинецкая, вторым по важности фактором стала стадия готовности дома, а также репутация застройщика. На третьем месте, по мнению специалиста, - соблюдение графика строительства. Также, по ее оценке, немаловажным фактором при выборе объекта является легитимность схемы реализации и возможность привлечения ипотеки, наличие в проекте большого выбора ипотечных программ.
"По мере стабилизации экономической ситуации в целом и на рынке недвижимости в частности покупатели стали обращать больше внимания на такие факторы, как местоположение, инфраструктуру и планировочные решения. Из элементов инфраструктуры самым главным для покупателей являются наличие и доступность детских учреждений (детские сады, школы, кружки, секции и т. д.) - этот фактор отмечают 42% покупателей, далее по степени значимости идет наличие магазинов, спортивных объектов, медицинских учреждений и развлечений", - рассказывает эксперт.
Кроме того, многие покупатели не хотят приобретать голые стены, а предпочитают квартиры с отделкой. Поэтому многие застройщики сегодня выставляют на продажу предложения с ремонтом, для того чтобы будущие жильцы, получив ключи, смогли сразу вселиться в готовую квартиру.
Учитывая новые тенденции, сегодня девелоперы стали более открыты к покупателям. Раньше бытовало мнение, что, мол, экономкласс - это низшая ступень развития жилой недвижимости, а значит, довольствуйся тем, что есть, и не надейся на качество строительства и благоприятные условия проживания в новом районе или комплексе. "Сегодня застройщик идет от пожеланий клиента, создает целые мини-полисы для проживания, делает хороший дизайнерский ремонт, строит детские сады, бассейны, формирует полноценную инфраструктуру, чтобы человек, купивший квартиру, жил в своем комфортном микромире", - отмечает Ирина Доброхотова.
Ищите квартиры экономкласса за МКАД
Возникновению нового комфортного жилья, развитию инфраструктуры и появлению широкого выбора способствовало появление огромного количества разнообразных качественных проектов жилья экономкласса в Подмосковье. В итоге спрос на столичное жилье плавно переориентировался в региональном направлении. По мнению директора по связям с общественностью ГК "МИЦ" Ольги Новицкой, клиентов привлекает возможность качественно улучшить свои жилищные условия, при этом не переплачивая больших денег. К примеру, по словам Ирины Доброхотовой, продав малогабаритную "двушку" в одном из спальных районов Москвы, можно приобрести просторную двух- или трехкомнатную квартиру в доме бизнес-класса в Сколкове или Одинцове.
Как утверждает Ольга Новицкая, качество жилья в современных комплексах в Московской области не уступает столичным объектам. "Инфраструктурная составляющая жилых проектов в области становится более насыщенной, развитой, и вполне возможно, что в скором времени она практически ни в чем не будет уступать столичной", - говорит она. Дополнительным стимулом для покупки квартиры в Подмосковье, по словам специалиста, является более благоприятная экологическая обстановка в области. "В совокупности вышеперечисленные факторы способствуют изменению самого статуса подмосковного жилья и формированию покупательского спроса со стороны населения, в том числе и москвичей", - констатирует она.
В итоге, по данным "МИЭЛЬ-Новостройки", квартиры в новостройках Подмосковья сегодня приобретает 62% москвичей.
Кстати
Согласно данным отдела продаж ГК "МИЦ", основными покупателями жилья в новостройках являются клиенты в возрасте от 21 до 30 лет (30%) и от 31 до 40 лет (38%).
40,7% покупателей не состоят в браке, а 59,3%, соответственно, замужем либо женаты, причем детей имеют около 61% клиентов, приобретающих жилье. При оценке целостности семейных пар, имеющих детей, наблюдается следующее социальное распределение: 18,5% клиентов имеют детей, но не состоят в браке, в то же время 16,7% клиентов состоят в браке, однако детей не имеют.
1,9% клиентов имеют среднее образование, 6,5% - среднее специальное, 5,6% - неоконченное высшее, 82,4% - высшее, и около 3,7% клиентов имеют ученую степень.
54,6% клиентов трудоустроены в коммерческих организациях, 30,6% - в государственных учреждениях, собственный бизнес ведут около 7,4%, аналогичное количество (7,4%) занято другими видами трудовой деятельности (домохозяйки, пенсионеры и т. п.).
Основываясь на этих данных, можно составить портрет покупателя. Среднестатистический покупатель квартиры в новостройке экономкласса - это человек в возрасте от 31 до 40 лет, имеющий высшее образование и работающий в коммерческой организации.
Ольга Петрова