Какие дороги появятся в ближайшем будущем в Подмосковье
Интервью с первым заместителем председателя правления ГК "Автодор" С. КельбахомНа сегодняшний день транспортная загруженность подмосковных трасс является одной из наиболее острых проблем рынка загородной недвижимости. Для решения этого вопроса в декабре прошлого года правительство РФ одобрило программу деятельности на 2010-2015 годы новой государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет заниматься строительством платных скоростных дорог в Подмосковье. О том, какие скоростные дороги будут построены в ближайшие годы и как будут учитываться интересы жителей загородных домов, корреспонденту "РБК-Недвижимости" рассказал первый заместитель председателя правления госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах.
- Какие задачи ставит перед собой госкомпания?
- У пользователей дорог существует острая потребность в появлении сети скоростных магистральных дорог, которые могут и должны быть платными для обеспечения высокого уровня их содержания и безопасности. Повышение качества услуг, предоставляемых автомобилистам, комфортности передвижения автомобилистов - одна из основных задач государственной компании "Автодор". Перегрузки автомобильных дорог вызывают перепробег автомобильного транспорта, увеличение себестоимости перевозок, существенно осложняют передвижение жителям Подмосковья. В программе новой госкомпании учтены сложности Московского транспортного узла. Интенсивность движения по ряду выходящих из Москвы радиальных маршрутов достигает 100-150 тыс. автомобилей в сутки, что значительно превышает предельную пропускную способность существующих дорог. Новые автомагистрали будут безопасными, водители и пассажиры будут пользоваться услугами придорожного сервиса.
Программа "Автодора" предусматривает создание и развитие сети скоростных автомагистралей, связывающих основные хозяйственные центры страны, повышение безопасности и комфортности передвижения, качества услуг, предоставляемых пользователям автодорог федерального значения, и привлечение частных инвестиций в дорожную отрасль.
- Начало строительства каких скоростных (платных) дорог планируется в Подмосковье в 2010 году?
- В 2010 году на территории Московской области планируется строительство и реконструкция автодорог по нескольким направлениям: трасса М-4 "Дон", где будет продолжена реконструкция, начатая в 2009 году, появятся новые транспортные развязки, в конце 2010 - начале 2011 года на ряде участков будет введена платность. Качественная, удобная, безопасная трасса даст толчок экономическому развитию региона, позволит снизить транспортные издержки в сфере автомобильных перевозок и сделает перемещение автомобилистов по ней более комфортной, а также снизит нагрузку на федеральный бюджет.
Весной этого года начнется строительство нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь"; соответствующее соглашение было заключено в июле 2009-го. Основной целью строительства дороги является максимальная разгрузка головного участка Минского шоссе, автодороги Москва - Бородино (Можайское шоссе) на головном участке, проходящем через город Одинцово, Подушкинского и Красногорского шоссе, Рублево-Успенского шоссе. Проектируемая дорога будет платной, альтернативным ей бесплатным проездом будут являться разгружаемые участки указанных автомобильных дорог. Предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении Подушкинского шоссе (км 1+500) с новым выходом на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь», строительство подъездной автомобильной дороги от 1-го Успенского шоссе до нового выхода на МКАД дороги М-1, реконструкция участка с 33-го по 45-й км в Московской области, реконструкцию с последующей эксплуатацией на платной основе участка автомобильной дороги М-1 "Беларусь" с 33-го до 84-го км в Московской области (на участке 46-84-й км), строительство мастерского участка № 2 на 45-м км автомобильной дороги М-1, строительство Молодогвардейской транспортной развязки на пересечении с МКАД.
Кроме того, в 2010 году будет начато строительство головного участка скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург (15-58-й км), концессионное соглашение с французским инвестором было заключено в июле 2009 года. Строительство головного участка магистрали позволит решить ряд транспортных проблем Москвы и ближайшего северо-западного Подмосковья, в том числе обеспечить новый скоростной подъезд к аэропорту Шереметьево и к городам Химки, Долгопрудный, Зеленоград, разгрузить проходящий по Химкам участок существующей автодороги М-10 "Россия", который станет дублирующим (альтернативным) маршрутом для бесплатного проезда. Помимо этого, в рамках реализации проекта планируется осуществить строительство подъезда к Зеленограду, а также строительство и реконструкцию ряда объектов на территории столицы, включая реконструкцию Бусиновской транспортной развязки и строительство дублера Ленинградского шоссе, обеспечивающего прямой выход транспортных потоков со скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на улично-дорожную сеть Москвы без выезда на МКАД.
- А как обстоят дела с Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД)?
- В 2010 году будет закончено проектирование ЦКАД. Уже в 2011 году начнутся подготовительные работы. Проектирование и последующее строительство ЦКАД позволит уже на дальних подступах к Москве перенаправлять транспортные потоки, следующие с севера на юг, с запада на восток и наоборот, в обход столицы. На сегодняшний день транспортный поток, который следует, например, из Санкт-Петербургского морского порта в южные районы страны, проходит через МКАД, существенно осложняя движение в городе и ближайшем Подмосковье. Процент транзитного транспорта в Москве очень велик, что затрудняет перемещение внутри города для самих москвичей. Появление платной качественной и безопасной трассы облегчит транспортную ситуацию не только в столице, но и в Московской области, поскольку транспортные потоки будут разведены уже на расстоянии 60-70 км от Москвы. Будут созданы условия для возникновения новых узлов развития с образованием в них новых рабочих мест и соответствующей инфраструктуры.
- Расскажите о реконструкции одной из самых загруженных трасс Подмосковья - Горьковском шоссе - и о строительстве современной скоростной трассы Москва - Ногинск.
- Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке МКАД - 60-й км (в обход Балашихи и Ногинска) протяженностью 44 км входит в проект строительства федеральной автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань. Трасса будет входить в сеть скоростных автомагистралей, эксплуатируемых на платной основе. Говорить о конкретных параметрах трассы рано, пока не начато проектирование, но дорога будет соответствовать высоким критериям первой категории: расчетная скорость движения 150 км/ч, безупречное состояние дорожного полотна, многополосность, разделительные ограждения и освещение на всей протяженности трассы, пункты экстренной связи через небольшие участки дороги, наличие и отличное состояние указателей и разметки.
- Когда планируется начало и конец строительства этой трассы?
- В 2010 году будут начаты проектные работы, а в 2012 - подготовительные работы к строительству дороги. Предполагается, что проект будет осуществляться на концессионной основе с привлечением частных инвестиций. Дата окончания строительства головного участка трассы (обходы Балашихи и Ногинска) будет определена в ходе концессионного конкурса, предположительно это 2016 год. Пропускная способность обходов Балашихи и Ногинска будет порядка 45 тыс. автомобилей в сутки, сейчас интенсивность движения на участке МКАД - Ногинск на М-7 составляет порядка 76 тыс. автомобилей в сутки.
- Что изменится со строительством этой дороги? Как будут учитываться интересы тех, кто живет в загородных домах?
- Появление новой качественной трассы - всегда плюс. Жители загородных домов смогут быстро добираться до Москвы в обход населенных пунктов, не тратя время и бензин в пробках, автомагистраль будет безопасной, водители и пассажиры будут пользоваться услугами придорожного сервиса.
Если говорить о Горьковке, то для жителей Балашихи и Ногинска - это снижение транспортной нагрузки, улучшение ситуации в городе, повышение безопасности, улучшение экологии: меньше транзитных автомобилей, меньше вредных веществ...
В случае необходимости изъятия земель у собственников, как, например, при строительстве нового выхода на МКАД с трассы М-1 "Беларусь", проводится рыночная оценка земельных участков и производятся компенсационные выплаты. У нас уже есть положительный опыт в данном вопросе.
- Как повлияет строительство платных дорог на стоимость недвижимости, которая будет находиться возле таких дорог?
- Известно, что появление дорог является импульсом к развитию региона. Можно предположить, что улучшение инфраструктуры и транспортной доступности увеличивает стоимость недвижимости, как жилой, так и коммерческой. Жители домов, находящихся в районе тяготения новой трассы, получают улучшенную транспортную доступность, выход на скоростную автомагистраль, возможность быстрее доехать до аэропортов, других городов, до центра столицы. Появление платных трасс влечет за собой и появление новых логистических центров, в качестве примера можно привести ЦКАД. Это, несомненно, повлияет на рынок коммерческой недвижимости.
- Какова будет плата за проезд по таким дорогам?
- В качестве расчетного размера платы за проезд по платным участкам сейчас используется тариф, действующий на единственной на данный момент федеральной платной дороге (обход села Хлевное в Липецкой области) - 1,14 руб./км для легковых автомобилей и 4,3 руб./км для грузовых. Такая цена была установлена в 2006 году. Данный размер тарифа является расчетным до утверждения правительством РФ методики расчета максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. В настоящий момент данная методика находится на согласовании в министерствах и ведомствах РФ. Предусматривается ежегодная индексация тарифов с учетом роста индекса потребительских цен и валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Цена проезда будет зависеть и от уровня потребительского спроса, уровня социально-экономического развития региона. По проектам, которые реализуются в рамках концессионных соглашений, размер тарифа будет определяться в ходе концессионного конкурса, как, например, в случае со строительством и эксплуатацией головного участка трассы Москва - Санкт-Петербург (15-58 км), где в ходе конкурса был определен средневзвешенный тариф 3,6 руб./км. Одним из требований к концессионеру является сбалансированный и социально приемлемый размер платы за проезд.
По второму концессионному соглашению (новый выход на МКАД с трассы М-1 в обход Одинцова) размер средневзвешенного тарифа по итогам конкурса составит 4,9 руб./км.
Средневзвешенный тариф складывается из тарифов для разных групп. При определении размера тарифа использовался западноевропейский опыт, где размер платы за проезд определяется в первую очередь социально-экономическими параметрами региона, и лишь во вторую - окупаемостью вложений. Минимальный размер тарифа является одним из критериев концессионного конкурса.
Плата за проезд будет разной для тех, кто разово проезжает по трассе, и для тех, кто пользуется дорогой регулярно. Основная нагрузка ляжет на транзитный транспорт. Размер тарифа будет также меняться в зависимости от вида транспорта (для грузовиков - дороже), времени года, времени суток, дня недели и т. д.
- На что пойдут вырученные средства от платных дорог?
- Собранные за проезд деньги будут направляться исключительно на поддержание высокого качества платных дорог, то есть эксплуатацию, и на развитие сети скоростных автомагистралей.
Беседовала Алла Нечаева