Новое кольцо: как повлияет запуск МЦК на рынок недвижимости Москвы
В Москве в День города — 10 сентября — запустили пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК, ранее — МКЖД) протяженностью 54 км. В церемонии открытия движения приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин и президент России Владимир Путин.
Всего на МЦК будет 31 станция (точное название — транспортно-пересадочный узел, ТПУ), на 17 из них предусмотрена пересадка на метро, в том числе на 11 станциях планируется строительство крытых галерей от МЦК к метрополитену. Пунктов пересадки с МЦК на пригородные электрички будет девять (без интеграции с кольцом останется только киевская линия пригородного сообщения).
В один из самых амбициозных российских транспортных проектов вложено более 100 млрд руб., однако многое пока не достроено. На данный момент заработали 26 станций МЦК, еще пять московская мэрия планирует открыть до конца года.
«РБК-Недвижимость» выяснила у игроков рынка недвижимости, как отразится запуск движения на Московском центральном кольце на столичной жилой и коммерческой недвижимости.
МЦК повысит ликвидность жилья
Запуск Московского центрального кольца — революция в общественном транспорте, но не на рынке недвижимости, считают опрошенные «РБК-Недвижимостью» риелторы. МЦК окажет опосредованное влияние и на ликвидность многих районов города, говорит управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. С этим мнением согласна генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина: «Прилегающие к МКЖД районы не очень сильно выиграют в плане транспортной доступности. Так как это не будет кардинально менять картину, то и на ценах на жилую недвижимость практически не отразится».
В первую очередь, по мнению Марии Литинецкой, ликвидность жилья, расположенного в доступности от МЦК, может вырасти в таких районах, как Нижегородский, Хорошево-Мневники, Метрогородок, Коптево. Наталия Шаталина считает, что запуск нового кольца способен повлиять на цены новостроек, расположенных не только в непосредственной близости от станции Хорошево-Мневники, но и на более обширной территории. «В районе и его ближайшем окружении ветка метрополитена не проходит, а транспортная ситуация, следовательно, не самая простая. Поэтому МЦК может стать неплохой альтернативой наземному транспорту», — поясняет эксперт.
Кроме того, по прогнозу Марии Литинецкой, повысится ликвидность жилья в тех локациях, где МЦК нет альтернатив. «В первую очередь это ЮВАО и ЮАО, где из-за высокой концентрации промзон не хватает связующих хорд и станций метро между районами. В таких локациях стоимость квадратного метра жилья может пойти вверх. Однако рост вряд ли превысит 3–5%. Все же не стоит забывать про высокую конкуренцию и превышение в Москве объема предложения над спросом», — поясняет эксперт.
Многие станции МЦК проходят через бывшие промышленные зоны, которые в перспективе будут застроены. «Всего по плану городских властей вдоль МЦК появится 10 млн кв. м жилой недвижимости. В настоящий момент поблизости уже возводится 14 комплексов квартир и апартаментов», — говорит Мария Литинецкая.
В тех же районах, где МЦК дублирует уже действующие станции метро и пригородные электрички, вряд ли стоимость изменится, считают риелторы. В качестве примера Мария Литинецкая приводит станцию «Спортивная» в Хамовниках. «В районе уже действуют шесть станций метро и 22 маршрута наземного общественного транспорта. Более того, новая станция МЦК даже может привести к отрицательной ценовой динамике, если, к примеру, мы ведем речь о домах, окна которых выходят на станции», — считает она.
Новостройки вблизи Московского центрального кольца