Цветная эволюция: самые яркие здания в регионах России
В российских регионах происходит «цветная эволюция городского пространства» — под таким названием на выставке «АРХ Москва 2017» состоялась дискуссия проекта «Приметы городов». На мероприятии, посвященном цветовым характеристикам региональной архитектуры, дизайнеры и строители показали, как они работают с красками и цветом на фасадах новостроек и старых зданий.
«Цвет может значительно улучшить сценарии городской жизни. В России использование смелых цветовых решений на фасадах и в интерьерах зданий до сих пор воспринимается как архитектурный и дизайнерский прорыв. А тем временем опыт показывает, что цветовые изменения знаковых объектов в совокупности с переосмыслением сценариев их использования влекут за собой положительные изменения сценариев жизни горожан», — рассказала о проблематике темы куратор проекта «Приметы городов» Юлия Зинкевич.
«РБК-Недвижимость» приводит самые яркие примеры «цветной» архитектуры в России с комментариями авторов.
Цех «Высота 239»
Одним из примеров «цветной» архитектуры в регионах России названа деятельность бюро «Ё-программа», которое уже более 20 лет занимается архитектурным, промышленным дизайном. Свои проекты бюро реализуют на промышленных объектах Урала — в Челябинской области. Партнеры бюро «Ё-программа» Владимир Юданов и Сергей Илышев придумали, как сделать так, чтобы дизайн среды и промышленных цехов повышал эффективность производственных процессов.
Сергей Илышев, «Ё-программа»:
— Цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) по площади равен 14 футбольным полям. И по внешнему виду, и в интерьерах он больше похож на современный торговый центр, чем на промышленный объект.
Нехарактерной для отечественных, да и для большинства европейских предприятий особенностью было привлечение дизайнеров к разработке визуального решения цеха. В финальном проекте присутствуют живые лавровые деревья, центральная галерея, стеклянные офисы и яркие краски.
В настоящее время завод — образец промышленного дизайна, точка культурного притяжения в городе, здесь постоянно проходят экскурсии, праздники, концерты, что не мешает заводу выполнять свою основную функцию и занимать свыше 20% рынка.
Цех «Высота 239» построен на территории ЧТПЗ, но он фактически сам является заводом. Мы спроектировали необычный главный вход на галерею цеха, которая висит на высоте 7 м и делит цех пополам. Слева гнутся листы железа для заготовок труб, а справа труба уже превращается в готовый продукт. Посреди галереи — лавровые деревья, паркет. В интерьере нами совместно с заказчиком были использованы агрессивные цвета — желтый, красный, оранжевый, черный, чтобы люди концентрировались и быстрее работали. Влияние архитектурных решений на производственный процесс очевидно. Один пример: мы посадили всех начальников за стеклянные стены — притом что обычно кабинеты руководства находятся в изолированных помещениях. В результате подобной организации пространства производительность труда выросла на 20%.
Завод «Этерно»
Владимир Юданов, «Ё-программа»:
— Это совместный проект ЧТПЗ и РОСНАНО, предприятие по выпуску соединительных деталей трубопроводов с использованием наноструктурированных материалов. Продукция завода — штампосварные детали трубопроводов.
Заводской цех «Этерно» официально был открыт в декабре прошлого года. Он входит в обойму заводов ЧТПЗ и полностью соответствует философии белой металлургии. Все цеха завода, особенно их внешняя, фасадная часть, объединены четырьмя цветами — белым, красным, серым и черным. Многие цветовые решения мы заимствовали у супрематистов, авангардистов, которых очень любим. Кроме того, в дизайн предприятия достаточно органично вписался силуэт верблюда (он находится на гербе Челябинской области). Мы обыграли эту идею: запустили «караван верблюдов» в виде канвы, обрамления в ряде фасадных и навигационных решений. Получилось органично.
Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32»
Сергей Илышев и Владимир Юданов, «Ё-программа»:
— В ноябре 2010 года компания ЧТПЗ запустила в эксплуатацию новый современный электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» на Первоуральском новотрубном заводе. С выходом комплекса на полную мощность в 2011 году он способен обеспечить 75% требуемых ЧТПЗ объемов заготовок для производства бесшовных труб.
Как и в других «белых» проектах компании, у каждой службы электросталеплавильного комплекса «Железный Озон 32» свой индивидуальный цвет: оранжевый, красный, черный или серо-белый.
Основной объем краски относится к виду, который используют в атомной промышленности и агрессивных средах, и выбран специально для климата Среднего Урала,
Затраты на проект — $670 млн. Мощность — 950 тыс. тонн в год. Количество сотрудников — 318.
Первоуральский металлургический колледж
Сергей Илышев, «Ё-программа»:
— Необходимость колледжа возникла потому, что на ЧТПЗ создавались новые цеха, где должны работать квалифицированные кадры. Было закуплено новое учебное оборудование, чтобы готовить школьников к новым цехам и станкам, произведена реконструкция внутреннего и внешнего пространства здания. После преображения учебного заведения уже на следующий год в колледже был конкурс — 15 человек на место. То есть молодежь захотела здесь учиться и впоследствии работать на предприятиях ЧТПЗ.
Концепция учебного корпуса предполагает возможность трансформации помещений. Были упрощены требования к инженерным системам, (например, за счет отказа от коридорной системы с обязательным дымоудалением), в результате чего здание обрело второе дыхание. В рамках проекта изменению подверглись и системы коммуникаций здания. На смену отслужившему инженерному оборудованию пришли современные системы жизнеобеспечения: централизованная система вентиляции и кондиционирования воздуха, энергосберегающего освещения. ПМК получил также собственный автономный компьютеризированный тепловой пункт и систему водоочистки и водоподготовки. Таким образом, была решена задача минимизации эксплуатационных затрат здания.
Дизайн городской среды, Анадырь, Чукотка
Отдельный проект «Ё-программы» — работа с цветом в городе Анадырь. В северном промышленном городе, который ассоциируется с холодом и вахтовой работой, появились яркие краски: цветные фасады, картины на северную тематику на торцах зданий: все это превратило моногород в арт-объект. Анадырь — первый «цветной» проект Юданова и Илышева. Здесь были проведены работы по редизайну городской среды — начиная от реконструкции фасадов и разработки колористических решений для всех жилых и общественных зданий и заканчивая дизайном фирменных стилей для новых и уже существующих предприятий и организаций.
Жизненное пространство в масштабах целого округа было досконально проработано и кардинально, эстетически и эмоционально преображено.
Архитектура экономкласса в Твери
Никита Маликов, архитектор, эксперт в области архитектуры экономкласса:
— Уже на моем первом жилом проекте я убедил заказчика, что смогу полностью собрать проект, не меняя его себестоимости, и при этом попробую сделать что-то более-менее похожее на архитектуру. То есть изначально у меня была в работе типовая коробка, которую требовалось переработать. Первое, что мне пришло в голову, — нанести на фасад больше ярких цветов. Но в процессе проектирования мы поняли, что цвет — это тонкий инструмент, которым надо пользоваться аккуратно.
В итоге было решено, что в доме нужно выбрать части, где разместить цветные вставки и серые вставки. Почему выбрали базовый серый цвет? Потому что себестоимость дома низкая — 30 тыс. руб. за 1 кв. м. Нужно было придумать, исходя из этой стоимости, какую-то красоту. Нам пришлось играть с оттенками. Решили, что если все классические строительные материалы перекрасить в разные оттенки серого, то дом станет выглядеть на порядок дороже. В результате получился серый основной остов с ярко-салатовыми вставками на фасаде.
Во дворе дома мы пошли еще дальше — использовали четыре цвета в оформлении. Особое внимание уделили цветовому решению детской площадки — она стала самым ярким пятном проекта, но при этом взаимодействовала своими цветами с фасадом здания.
«107 пождепо», офисное здание, Тверь
Никита Маликов, архитектор:
— Еще один пример работы с цветом в экономсегменте. На этот раз речь идет об объекте коммерческой недвижимости. Объект находится в неблагополучном районе Твери. Здание пожарной части, построенное около 1900 года, было сильно повреждено во время войны. Позже в казармах разместились коммунальные квартиры (частично сохранились по сей день), а здание пожарной части надстроено и превращено в склады. В 2013 году собственник дома обратился с просьбой найти дешевый способ реконструкции (бюджет был крайне низок даже по масштабам Твери).
Заказчик сказал: «Хочу обшить керамогранитом фасады своего склада». Мы же решили вытащить наружу всю историческую кирпичную кладку и противопоставить ей мой самый любимый контрастный цвет — черный.
Ключевым эффектом этой реконструкции стало то, что все соседние коммерческие здания и помещения начали оживать, появился спрос на аренду и реконструкцию в этом районе. Таким образом, в неблагополучном месте появился очаг возрождения и веры в ее возможность.
По опросу жителей на городском портале «Новостройки Твери» данное здание признано самой красивой и запоминающейся реновацией года.
Фестиваль уличного искусства «Новый город: Древний» (Нижний Новгород)
Фестиваль стрит-арта — яркий пример, как средствами живописи можно изменить отношение к целому классу жилья в городе. Живописные картины на фасадах деревянных домов Нижнего Новгорода возвращают их из казенной категории ветхого жилого фонда в городскую ткань, делая объектами арт-пространства. Работы художников создают новые маркеры территорий, преображают восприятие деревянных кварталов, взрывая цветовыми пятнами монотонность упадка.
Фестиваль существует с 2014 года. Идея фестиваля: нижегородцы, живущие в деревянных и каменных домах исторической постройки, рассказывают организаторам истории своих домов, которые затем находят отражение в работах художников, выполненных на стенах этих зданий.
Художник Артем Филатов:
— За несколько лет проведения фестиваля мы смогли привлечь внимание к проблеме исторической застройки созданием новых точек притяжения в городе, популяризацией интереса к изучению исторического города посредством выставок, мастер-классов и экскурсий. Многие из объектов фестиваля вернулись обратно на карту города, стали заметными и в итоге обретают статус городских достопримечательностей. В Нижнем Новгороде поменялось отношение к таким домам, теперь практически не стоит вопрос о том, будто бы все люди хотят уезжать из деревянных домов, чиновники не могут себе позволить говорить о них, как о гнилушках или собачьих будках. Об историческом Нижнем Новгороде стали больше писать за его пределами, приезжают люди из других городов, а значит, в городе появляется новый источник интереса, который притягивает людей.