Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат
В этом году исполняется 55 лет с начала строительства первого столичного хайвэя — Нового Арбата (до 1994 года — проспект Калинина), который раз и навсегда изменил облик центра Москвы.
«РБК-Недвижимость» вспоминает историю создания самой интернациональной столичной улицы.
Прокладка центральной городской магистрали, которая соединила бы центр столицы с ее западной частью, где располагались новые жилые микрорайоны и резиденции глав государства, была предусмотрена еще генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Однако строительство, отложенное войной и трудным послевоенным восстановлением страны, началось лишь в начале 1960-х. Проектированием магистрали занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина.
Улица должна была пролегать параллельно Арбату и потому получила негласное название — Новый Арбат, которое официально закрепилось лишь через три года после распада СССР. В советские годы магистраль носила имя Михаила Калинина. Известно также рабочее название этой улицы, которое использовалось архитекторами при ее проектировании, — Новоарбатский проспект.
«У Нового Арбата с самого начала была плохая репутация: его прорубали через старые московские переулки и дворы. Например, в результате строительства была полностью уничтожена знаменитая Собачья площадка — одно из самых красивых мест купеческой Москвы. За это новую магистраль прозвали вставной челюстью столицы, и название закрепилось на долгие годы. Но такой радикализм — не частный случай, а характерная особенность всего московского градостроительства 1960-х годов. Новый Арбат, соединивший центр столицы с западной частью города, стал первым московским хайвэем. До этого Москва была городом, в котором даже просто широких улиц насчитывалось крайне мало, не говоря о хайвэях», — вспоминает историк архитектуры Наталья Самовер.
В создание Нового Арбата были вложены лучшие силы, ресурсы и технологии, которые имелись в стране на тот момент. «Это показательный проект хрущевского времени, когда объявили мирное соревнование с США. Новый Арбат был призван показать советскую столицу мировым, интернациональным городом. В 1960-е в СССР легализовали культуру потребления, и Новый Арбат стал первой в Москве торговой улицей с обилием магазинов, кафе, ресторанов и зоной для променада. Тщательно продуманный дизайн фасадов, вывесок и малых архитектурных форм, которые сегодня сохранились частично, — все это было абсолютно невиданно для советского уклада жизни», — говорит историк архитектуры и основатель Института модернизма Анна Броновицкая.
В советские годы Новый Арбат стал местом сосредоточения крупных, модных, современных магазинов. Например, там много лет находились единственный в Москве институт красоты, ресторан «Ангара», универмаг «Весна», культовый магазин фотопринадлежностей «Юпитер». А в жилых домах на противоположной стороне располагались известный на всю Москву парфюмерный магазин «Сирень» и магазин грампластинок «Мелодия».
Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, символизировал дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв. «Художественный образ, который заложен в этот ансамбль, предполагает прорыв, полет в будущее. Прямое как стрела пространство, на одном конце которого находится Троицкая башня Кремля, а на другом — шпиль гостиницы «Украина». Дальше эта ось продолжается Кутузовским проспектом и уводит в открытое пространство — как в открытое будущее. В этом есть смелость и прямолинейность, очень характерные для восприятия мира 1960-х годов», — указывает Наталья Самовер.
Подобный символизм нашел отражение в технологии строительства Нового Арбата. В 1960-х в Советском Союзе было очень ограничено применение монолитного железобетона — считалось, что все здания должны строиться из сборных железобетонных элементов. Но в случае с Новым Арбатом архитекторы получили разрешение на использование в каркасе монолитных элементов — иначе возвести столь высокие и довольно тонкие дома было бы невозможно. Еще одной строительной новацией стала прокладка вдоль всей магистрали подземного тоннеля шириной почти 10 м — по нему осуществлялась доставка товаров в магазины и предприятия общепита.
Согласно первоначальному проекту, дома-книжки должны были стать жилыми — предполагалось, что квартиры в них получат молодые семьи. В стилобатной части планировалось разместить всю необходимую инфраструктуру бытового обслуживания: детские сады, магазины, библиотеки, прачечные.
«Самая интересная деталь — стилобатная часть зданий должна была иметь эксплуатируемую кровлю, архитекторы хотели оборудовать там спортивные площадки и места для отдыха, а уровнем ниже — зону для прогулок. Но это все отменили в конце 1963-го — начале 1964 года, еще до отставки Хрущева. Почему — доподлинно не известно, но могу предположить, что столь радикальный пересмотр проекта связан с введением мер повышенной безопасности глав государства после убийства американского президента Джона Кеннеди», — рассуждает Анна Броновицкая.
В результате жилую функцию домов-книжек поменяли на административную — здесь разместились государственные учреждения, а стилобатную часть заняли магазины, кафе и рестораны. Дома на противоположной стороне остались жилыми.
Интересно, что изначально дома-книжки выглядели совсем не так, как сегодня. «Цвет домов-книжек радикально изменился в результате многолетнего загрязнения выхлопными газами. Если сейчас спросить людей, какого цвета Новый Арбат, все скажут — серый. И это звучит как приговор, потому что серый значит некрасивый. Но в действительности это не так. На торцевых стенах домов-книжек оборудованы пожарные лестницы, которые с самого начала были остеклены. Стекло защищает облицовку зданий от жирной копоти, которая ложится на все остальные поверхности, и там хорошо виден ее изначальный цвет — цвет утренней зари. Стены этих домов покрыты мелкой стеклянной плиткой смешанных цветов: розовых, голубо-палевых с перламутровыми переливами. Если мысленно перекрасим Новый Арбат в эти оттенки, мы его просто не узнаем — настолько контрастны эти ансамбли», — уверена Наталья Самовер.
Однако самым впечатляющим контрастом является соседство новоарбатских высоток с крошечной церковью Симеона Столпника XVII века в начале Поварской улицы. Существует легенда, что при прокладке Нового Арбата городские власти решили снести эту церковь — обветшавшее здание не вписывалось в грандиозный модернистский ансамбль новой магистрали. Когда к церкви подогнали экскаватор, архитектор-реставратор Леонид Антропов залез в ковш и потребовал отменить решение о сносе. Выходка архитектора увенчалась успехом. Церковь не только не снесли, но и восстановили — правда, конечно, без крестов, которые появились там уже в постсоветское время. В советское время в этой церкви был выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.
Сохранение церкви стало важным символическим жестом. Контраст старой и современной архитектуры должен был олицетворять прогресс, движение вперед. Не случайно этот прием неоднократно использовался при строительстве крупных модернистских комплексов в Москве. Например, при строительстве гостиницы «Россия» архитекторы сохранили старые церкви Зарядья, которые подчеркивали монструозный масштаб чечулинской постройки.
«Именно после строительства Нового Арбата началась систематическая забота об историческом наследии Москвы, — вспоминает Анна Броновицкая. — Тот же Михаил Васильевич Посохин инициировал сплошное обследование исторической застройки центра, чтобы выявить ценные памятники архитектуры. Тогда же было принято решение о выделении в центре города заповедных зон, где строительство может быть очень ограниченным. Надо сказать, что в это же время во всех странах началось мощное движение в защиту исторического наследия. С наступлением космической эры люди думали только о будущем, и казалось, что прошлое совсем неважно. Нужно было напомнить миру, что это не так».
Фотогалерея: Проспект Калинина в 1980-е годы