ВС разъяснил порядок предоставления жилья воспитанникам детдомов
Городские власти обязаны обеспечивать детей-сирот благоустроенным жильем после того, как они закончили обучение и проживание в детском доме. К такому выводу пришла коллегия Верховного суда России в ходе рассмотрения иска «О понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке».
В 2016 году жительница дагестанского города Избербаш И. С. Исаева обратилась в местный суд с иском к муниципальной администрации, которая отказала ей в предоставлении жилого помещения. Истица с 1995 по 2005 год училась и воспитывалась в государственном детском доме, где продолжает быть зарегистрированной по месту жительства до сих пор. После выхода из детдома Исаева была включена в список детей-сирот, имеющих право на получение квартиры, и на момент обращения в суд с иском стояла в очереди под номером 112.
Местный суд отказал девушке, объяснив свое решение тем, что она и так стоит в очереди на жилье, а значит, в предоставлении квартиры формально ей никто не отказывает. Тогда истица подала апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан, который решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В июле 2017 года Исаева обратилась в коллегию Верховного суда России, которая нашла в решениях судов первой и апелляционной инстанций нарушения материального и процессуального права. ВС РФ разъяснил, что по закону муниципальные власти обязаны предоставить детям-сиротам благоустроенные жилые помещения по договору социального найма после того, как они закончили пребывание в образовательных организациях и достигли 18 лет. Судебная коллегия постановила, что отказ в обеспечении сироты жильем является нарушением закона. Верховный суд России отменил решения местных судов и отправить дело Исаевой на новое рассмотрение.
За последние два года Генеральная прокуратура выявила в России более 80 тыс. нарушений прав сирот на жилье. Сироты либо не получали жилье, либо оно было предоставлено в ненадлежащем виде. Генеральная прокуратура в течение последний двух лет внесла 5,5 тыс. представлений о нарушениях, почти все они были удовлетворены.