Диджитал или офлайн: как будут выглядеть торговые центры будущего
Ретейл и коммерческая недвижимость переживают одну из самых серьезных трансформаций в своей истории. Постоянно растущая роль технологий наряду с возрастающим влиянием поколения миллениалов, представляя серьезную угрозу, одновременно формирует возможности для собственников торговых площадей.
В ближайшее десятилетие два тренда продолжат менять правила игры на рынке торговой недвижимости. Шопинг-центры станут постепенно превращаться в серьезных игроков в диджитал-пространстве, создавая многофункциональные интернет-сайты и приложения. Из операторов торговых площадей моллы будут трансформироваться в культурные и социальные хабы.
Предпосылки к этому следующие: доля интернет-продаж на данный момент составляет 19% в европейском ретейле и примерно 10% в американском. К 2022 году эти цифры могут вырасти до 42% и 30% соответственно. Между тем половина покупок уже сейчас происходит под влиянием информации, найденной в интернете. Неудивительно, что операторы торговых центров сильно обеспокоены тенденцией к росту такого явления, как шоу-руминг: когда потребитель сначала тщательно изучает товар в офлайне, а затем совершает покупку онлайн. При этом не стоит забывать, что пока гораздо более распространенным трендом является веб-руминг — товары сравниваются онлайн, а покупка совершается в магазине. Именно это взаимное проникновение опыта покупок онлайн и офлайн начинают использовать международные игроки.
Очевидно, тенденцию задают крупнейшие операторы. Международная группа ЕСЕ запустила тестовый проект Digital Mall на основе одного из своих флагманских объектов Alsteral Einkaufscentrum в Гамбурге. На ресурсе представлено 100 тыс. товаров, которые можно изучить и отложить онлайн. Международный оператор Westfield разработал приложение маркетплейс, которое дает возможность увидеть все товары ТЦ и сделать заказ по звонку.
Самый крупный оператор торговых центров в США Simon запустил венчурный фонд, который инвестирует от $250 тыс. до $5 млн в диджитал-сервисы для ретейла. В своих торговых центрах они уже повсеместно используют технологии iBeacon и мобильное приложение, донося до покупателя релевантные предложения в режиме реального времени. В Stanford Shopping Center в городе Пало-Альто Simon совместно с eBay запустили цифровую платформу, позволяющую покупателю, выбрав любой магазин в торговом центре, увидеть все товары и специальные предложения, а затем найти кратчайший путь к моллу.
Диджитал-опыт в торговых центрах, очевидно, будет носить все более развлекательный характер. Например, крупнейший европейский девелопер Unibail-Rodamco запустил собственную геосоциальную сеть Meet my Friends, а в прошлом году провел конкурс для посетителей своих торговых центров с использованием игры дополненной реальности Pokemon GO.
Шопинг-центры постепенно перестают быть просто торговыми площадками, они трансформируются в социальные и культурные хабы. В дальнейшем такая тенденция будет усиливаться: связано это с курсом на автоматизацию рутинных сервисов (доставка, паркинг, хранение товаров, навигация). Например, от 40 до 50% клиентов ТЦ в Европе и Америке заявляют, что самым раздражающим элементом посещения торговых центров является дорогая и неудобная парковка. Поэтому лидеры отрасли запускают сервисы автоматической парковки с использованием своих приложений и технологии RFID.
В результате высвобождающееся у посетителей время будет заполняться качественным, интересным и полезным досугом. Один из вдохновляющих примеров — торговый центр Santafе в колумбийском городе Медельине. Этот молл научился использовать свои общественные пространства максимально эффективно, за четыре года нарастив трафик до 14 млн человек в год. Раз в два месяца здесь запускаются крупные активности для покупателей, которые максимально интегрированы в международные и городские мероприятия. Например, во время международного кубка по футгольфу в Бразилии в ТЦ проводились курсы и домашние турниры, а во время ежегодного городского фестиваля цветов в торговом центре распускается огромный цветочный ковер.
Торговый центр Figat7th в Лос-Анджелесе (Brookfield Property Partners), находясь в самом сердце делового кластера, предлагает своим посетителям прекрасный досуг — от кино под открытым небом до диджейских вечеринок и фестивалей современной фотографии.
Таким образом, трансформация торговых центров в социально-культурные хабы и размывание границ между диджитал и офлайном будет формировать новый потребительский опыт, соответствующий ожиданиям поколения покупателей-миллениалов.