Главная улица России: сколько стоит открыть магазин на Никольской
С началом чемпионата мира по футболу Никольская улица в Москве неожиданно превратилась в главное место притяжения футбольных болельщиков, приехавших в российскую столицу со всего мира. Менее чем за месяц арендаторы расположенных здесь кафе и магазинов нарастили выручку минимум вдвое, при этом востребованными оказались даже те предприятия общепита, которые не транслируют футбольные матчи.
Редакция «РБК-Недвижимости» узнала у экспертов, во сколько сегодня обходится аренда торговых площадей на Никольской и сохранит ли эта улица притягательность для бизнеса и потребителей после окончания мундиаля.
Эффект благоустройства
Расположенная в самом центре туристической карты Москвы, между Лубянкой и Кремлем, Никольская всегда относилась к числу самых оживленных торговых коридоров столицы, а после реконструкции улицы в 2013 году она вошла в тройку самых дорогих. Согласно подсчетам компании Colliers International, сегодняшние ставки аренды в рублевом эквиваленте выросли по сравнению с 2012 годом (тогда реконструкция еще не началась) на 70–100%, а в долларовом — либо снизились, либо сохранились на прежнем уровне.
«Средняя арендная ставка на помещения площадью 100–300 кв. м, расположенные на первом этаже, здесь составляет 150 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Таким образом, Никольская улица вместе с Кузнецким Мостом и Петровкой делит второе место в топе наиболее дорогих улиц столицы», — говорит руководитель отдела стрит-ретейла компании JLL в Москве Юлия Назарова. Арендовать здесь помещение площадью 66 кв. м с большой витриной и открытой планировкой — таков, например, размер среднего магазина сувениров или косметики — можно за 1,5 млн руб. в месяц.
Однако свободных помещений здесь почти нет: по данным опрошенных «РБК-Недвижимостью» консультантов, доля пустующих площадей на Никольской держится на низком уровне на протяжении последнего года — всего 5%. Для сравнения, в середине 2016 года показатель превышал 15%.
Став пешеходной, Никольская улица приобрела популярность как у жителей города и его гостей, так и среди арендаторов, которые всегда стремились к центральным локациям с высоким пешеходным трафиком.
«Если раньше ресторанной улицей был Камергерский переулок, то сейчас к нему присоединились Пятницкая и Никольская улицы. У последней есть несомненное преимущество — близость к Красной площади. Этим, в частности, объясняется ориентация улицы на операторов общественного питания, причем разных концепций и форматов», — говорит директор по развитию бизнеса, департамент торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ольга Ясько. По данным аналитиков, сегодня около половины всех помещений на Никольской заняты предприятиями общепита.
Дальше — тишина
Небывалый всплеск интереса к Никольской во время чемпионата мира по футболу никак не отразился на популярности этой улицы у арендаторов. Большинство из них имеют долгосрочные договоры аренды с фиксированной ставкой, которая не меняется под влиянием временных событий, указывают эксперты.
«Бренды не готовы открывать магазины или рестораны ради сверхприбыли на пару месяцев. Даже при росте выручки почти в три раза в связи с наплывом туристов окупаемость для сетевых проектов составляет не один год», — говорит Юлия Назарова. С ней согласна руководитель департамента стрит-ритейла по России Colliers International Екатерина Подлесных, которая не ожидает заметного роста ставок и спроса после завершения мундиаля: уже в конце июля финансовые показатели вернутся к своим нормальным значениям.