Скандинавский подход: как устроена московская школа нового поколения
Современная школа должна меняться вместе с миром, то есть становиться сложнее и интереснее. В России этот процесс только начинается. Еще совсем недавно учиться там, где это действительно интересно и перспективно, дорого обходилось родителям школьников, но в последние годы современные школы, в необычных — нетиповых — зданиях с качественным оснащением и массой дополнительных программ становятся муниципальными, то есть доступными по записи на «Госуслугах».
Во многом это произошло благодаря частным компаниям, занятым в строительстве жилой недвижимости. Их интерес понятен: качественная школа сегодня становится частью городской среды — сердцем района, центром общественной жизни, ключевым местом развития маленьких жителей города. «Выбирая новое место для жизни, люди в первую очередь ищут подходящий образ жизни себе и, что более важно и ценно, новые возможности своим детям. Именно поэтому мы системно строим в Новой Москве школы и детские сады. За последние шесть лет ГК «А101» (входит в ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева) инвестировала около 2,9 млрд руб. в развитие социальной инфраструктуры, и объемы мы будем только наращивать», — рассказывает генеральный директор ГК «А101» Сергей Качура.
Его компания строит современные школы и передает их городу. Один из таких примеров — образовательный центр, который будет построен в жилом комплексе «Белые ночи» в Западном Бутово. В состав центра общей площадью 10,8 тыс. кв. м войдут детский сад для 150 малышей и школа на 550 учеников. Предполагается, что строительство начнется этой осенью, а общий объем инвестиций в проект превысит 700 млн руб.
Концепцию ГК «А101» разрабатывала вместе с финской компанией Martela. По словам Сергея Качуры, основная задача новой школы — подготовить учеников к самостоятельной взрослой жизни. Делать это создатели проекта хотят за счет развития практических навыков, подкрепляющих теорию. Именно поэтому в новом образовательном центре предусмотрены профессиональные мастерские и лаборатории. Практиковать можно что угодно: лепить скульптуры, записывать песни, строить роботов, проводить научные исследования, делать почти настоящие бизнес-проекты.
Сердцем школьного здания будет амфитеатр-трансформер, напоминающий древнегреческие форумы. Проектировщики называют его «шумной зоной»: в обычное время это центральное место сбора и общения. Самое большое помещение в школе легко превращается в лекторий по университетскому образцу, танцевальный зал или театр. Уроки здесь могут быть тематическими, костюмированными, напоминать лекции или дискуссионные клубы.
Акустика амфитеатра будет устроена так, что все звуки, будь то громкая музыка или детский галдеж, не долетят до школьных классов. Это значит, что никому не помешают ни утренник для первоклашек, ни лекции по университетскому образцу, ни фестиваль песни и пляски. Но самое интересное — это возможность посмотреть кино. Со всех точек на всех этажах в зоне амфитеатра будет хорошо виден огромный экран, а мощные колонки, установленные в центре зала, и беспроводная сеть позволят подключить к нему ноутбук или другой проигрыватель. Причем в репертуар такого кинотеатра необязательно попадет только «полезный» фильм. Здесь можно будет организовать киноклубы по интересам, устраивать показы мультфильмов или клипов собственного производства, проводить стримы и онлайн-конференции.
Школьная столовая здесь будет похожа на модное кафе. И не только дизайном: заказать полезный и вкусный завтрак или просто перекусить что-нибудь горячего с чаем или соком можно будет в любое время. Это ценно для подростка, которого сегодня ждут в лучшем случае чипсы и снеки, а качественную и горячую еду он видит только вечером дома. При этом обеденный зал рассчитан на 250 человек — почти десять классов. Это значит, что здесь всегда можно будет найти удобное место за столом.
Столовая будет работать как кафетерий с утра и до самого вечера. А во время проведения разных праздников и конкурсов зал может служить фуршетной зоной.
В школе не будет отдельной библиотеки. Вместо нее предусмотрены большие стеллажи во всех рекреациях и коридорах. Все школьные книги — всегда в открытом доступе. Можно читать прямо здесь, в удобном кресле, можно унести домой и потом вернуть. Кроме того, здесь можно меняться любыми книгами, оставляя записки с рекомендациями или просьбой позже вернуть владельцу эту или похожую книгу. Именно так возникают книжные клубы и вообще любые кружки по интересам. И, что важнее, так возникает привычка и любовь к чтению.
Сегодня школа дает глубокие теоретические знания, а на практические занятия отводится пара часов в неделю. Раньше эти уроки назывались «труд» и учили максимум штопать фартук (девочки) или изготовить на станке деревянную кухонную лопатку (мальчики). Сейчас предмет называется «технология», но за пределы домостроя, что по сути, что по соответствию времени, он так и не вышел. В новой школе дополнительному образованию уделят столько же внимания, сколько обычным дисциплинам. Здесь, например, появится центр прототипирования — мастерские, в которых можно произвести любую вещь различными способами — обычными инструментами, лазером или при помощи 3D-принтера. Кроме того, ученики смогут самостоятельно разработать дизайн объекта на компьютере.
Кроме того, в школе планируют построить медиалабораторию, где разместится телевизионная и звукозаписывающая студия, — можно будет записать песни, снять на них клипы и создать свой аналог MTV или школьную радиостанцию. Здесь же разместится IT-полигон, где школьников научат основам дизайна и верстки, созданию собственных сайтов. Впрочем, на уроки информатики занятия в IT-полигоне будут похожи меньше всего. Здесь, например, покажут, как накладывать на записанное видео разные спецэффекты, как микшировать отдельные партии в готовую песню или даже как программировать несложные видеоигры.
В новой школе появится арт-блок, где предусмотрен художественный класс с мольбертами, макетная комната, компьютерный класс с программами для архитектурного проектирования, а также гончарная мастерская. Все, чем предстоит заниматься в арт-блоке, во взрослом мире называется промышленным дизайном. Новая школа позволит открыть в себе талант дизайнера и научит правильно использовать разные материалы, а также даст понять детям, как будут выглядеть и ощущаться гаджеты, машины, миксеры и даже здания. Оснащение арт-блока позволит воплотить любую идею: по словам разработчиков, она будет аналогична оснащению кафедры предметного дизайна Академии им. Строганова.
В самом большом спортивном зале (всего их предполагается три) установят профессиональный скалодром — для развития всех групп мышц сразу ничего лучше пока не придумано. Оборудование будет регулярно проверяться, а все занятия пройдут под присмотром специально обученных педагогов. Кроме того, в этом зале будут проводить разные турниры и соревнования, поэтому его планируется оборудовать зрительскими трибунами.
Детский сад при новой школе внешне мало отличается от остальных. Главная разница здесь — не в интерьере, а в способе познания мира и себя в нем. Дети, как и везде, разделены на возрастные группы, и у каждой есть свой режим и набор занятий. Но воспитательная программа предусматривает совместные занятия для детей разных возрастов. По мнению психологов, это помогает ребенку быстрее развиваться, способствует эмпатии и общности.
В первую очередь такое развитие проявляется во время совместных занятий в кружках. Воспитатели предложат детям самые разные занятия — лепку, рисование, пение, танцы. Плюс то, что им точно никто больше не покажет. Например, в детском саду будет настоящий кулинарный кружок. Под присмотром воспитателей дети смогут собраться в команды, приготовить салат или другое несложное блюдо, испечь булочки. Такие занятия развивают моторику и аккуратность, но главное — дают первое представление о том, что такое удовольствие от усилий и результата.