Аналитики предсказали рост доли устаревающих ТЦ в России почти до 70%

Доля торговых центров в России, которые нуждаются в реконцепции, в 2026–2027 годах может увеличиться до 64–67%. Такой прогноз содержится в исследовании компании Nikoliers.
По данным аналитиков, сейчас в целом по стране доля торговых центров, которым нужна реконцепция, составляет 62%. Наибольшее количество таких ТЦ расположено в регионах — 73%. В Москве этот показатель составляет 43%, в Санкт-Петербурге — 53%.
Сам рост доли ТЦ, которые нуждаются в реконцепции, в перспективе ближайших двух лет консультанты объясняют двумя причинами. Первое — это естественное старение существующих объектов. Подавляющее число крупноформатных объектов было построено до 2014 года. По данным Nikoliers, отечественный рынок ТРЦ оценивается в 31 млн кв. м. При этом большую часть из них формируют объекты возрастом более 15 лет (40%) и 11–15 лет (33%). В то время как ТЦ возрастом до пяти лет составляют всего 9% от общего объема.
Вторая причина роста доли устаревающих ТЦ — меняющееся потребительские предпочтение на фоне сдержанного ввода новых торговых проектов по всей России. «Традиционная модель ТЦ, ориентированного в большой степени на ретейл, последовательно устаревает уже десять лет — и этот процесс продолжает прогрессировать. Последние годы посетители ожидают от ТЦ не столько магазинов, сколько разнообразных форматов досуга, развлечений и сервисов», — пояснила партнер, региональный директор департамента торговой недвижимости и управления недвижимостью Nikoliers Анна Никандрова.
В результате реконцепция включает в себя не только обновление интерьеров и оборудования, но и смену состава арендаторов и структуры площадей. «Сейчас одним из ключевых трендов становится увеличение доли общественных пространств, ресторанных зон, спортивных и wellness-объектов. Торговые центры трансформируются в многофункциональные комплексы, где под одной крышей могут сочетаться ретейл, термальные комплексы и коворкинги», — добавила она.
На проблему устаревающих объектов обращали внимание эксперты из NF Group. По их данным, больше половины торговых объектов Москвы морально устарели и нуждаются в обновлении. Часть из крупных ТЦ проводили некоторые обновления в процессе операционной деятельности. Но многие объекты остаются в том виде, в каком были построены 10–15 лет назад. В некоторых случаях необходимо обновить фасады, общие зоны, а где-то менять инженерию, что сопоставимо с новым строительством.
В будущем доля морально устаревших объектов в столице может продолжить расти, не исключали в NF Group. «Но мы надеемся, что из этих 60% часть пойдет на реновацию, а их заместят другие. И так будет идти процесс обновления», — говорила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»