Деньги на квадратных метрах: на чем можно было заработать в 2018 году
Для столичного рынка недвижимости 2018 год оказался удачнее предыдущих: темпы строительства жилья и спрос росли почти непрерывно, объемы ипотечного кредитования каждый месяц устанавливали новые рекорды, а цены на новостройки достигли исторического максимума.
«РБК-Недвижимость» вспоминает, на какой недвижимости можно было больше всего заработать в 2018 году.
Новостройки в Москве
В 2018 году можно было получить неплохой доход, вложившись в покупку высоколиквидной новостройки. По данным компании «Метриум», в некоторых наиболее успешных проектах жилых комплексов в Москве за прошедший год цены выросли примерно на 20%. Таким образом, приобретя в начале года квартиру или апартаменты в проекте, который пользуется ажиотажным спросом среди покупателей, уже в конце года его можно было переуступить на 15–20% дороже. Аналитики связывают это с постепенным повышением цен на новостройки, растущим спросом и, как следствие, быстрым вымыванием самых ликвидных объектов.
«Застройщики весьма интенсивно повышали цены в прошедшем году в связи высоким спросом, который подогревался сравнительно низкими ставками по ипотеке. Чаще всего внушительный рост цен демонстрировали крупные проекты новостроек комплексного характера, расположенные недалеко от метро (в том числе в составе ТПУ), а также некоторые масштабные комплексы бизнес-класса», — говорит управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов.
Аренда жилья
Прошедший летом чемпионат мира по футболу оказался золотой жилой для собственников арендных квартир в Москве, спрос на которые вырос многократно. В расчете на высокую и быструю прибыль на рынок аренды вышли даже те, кто ранее не планировал сдавать свою недвижимость. Так, по данным ЦИАН, летом в Москве сдавалось на 40–45% больше квартир, чем в предыдущие годы. Причем прирост предложения наблюдался во всех сегментах — от бюджетных студий в хрущевках до пентхаусов, говорит эксперт.
Относительно средней цены размещения в выходной день в летний период ставки выросли примерно в 4,5–5 раз. Если вычесть самые дорогие предложения (составляют около 10%), то средняя стоимость размещения в Москве на дни чемпионата мира (при бронировании в конце мая) составила около 21 тыс. руб. в сутки.
Гостиничный бизнес
2018 год благодаря проведению чемпионата мира по футболу стал успешным для столичного гостиничного рынка. «Чемпионат вызвал бурный рост операционных показателей московских гостиниц всех сегментов. Максимальный положительный эффект был получен в июне — месяце, на который пришлось большинство матчей турнира. Отели в это время были загружены почти на 87,5%, а прирост в стоимости номеров и показателях доходности на номер исчислялся трехзначными цифрами в процентном соотношении по сравнению с июнем 2017 года», — говорит управляющий партнер Colliers International Николай Казанский.
В целом по итогам 2018 года гостиничный рынок Москвы продемонстрировал значительный рост операционных показателей, в первую очередь благодаря повышению тарифов до исторически пиковых значений во время проведения футбольного первенства. В зависимости от сегмента увеличение ADR в июне-июле разнилось от 2 до 4 раз, а прирост RevPAR — от 2,5 до 4,5 раза, указывают в Colliers International.
Правительством РФ были установлены верхние границы цен на размещение в городах, принимающих матчи ЧМ-2018, в связи с чем часть московских гостиниц достигла максимально возможного прироста доходности на номер. Лидером по росту операционных показателей по итогам ЧМ стал сегмент люксовых отелей Москвы, уровень загрузки которых в июне-июле вырос на 10% (до 85%) в сравнении с тем же периодом 2017 года.
Уличная торговля
На чемпионате мира по футболу хорошо заработали операторы общепита, расположенные на центральных московских улицах, в первую очередь на Никольской, которая на время мундиаля превратилась в главную фан-зону столицы. По данным Colliers International, выручка таких операторов за месяц увеличилась до 300%. Отлично заработали также сопутствующие услуги — например, салоны красоты на Никольской, рисуя флаги стран-участниц на лицах болельщиков, могли заработать за месяц объемы, сравнимые с годовым объемом выручки.
«В Москве на Никольской выручка ретейла увеличилась в 2,5–3 раза, а в других районах — на 50–150%. На Никольской — рост количества чеков на 110%, снижение среднего чека — на 37%. На Арбате, ввиду большого числа ретейлеров, торгующих сувенирной продукцией, выросло и количество чеков и средний чек — 80% и 19% соответственно», — говорит Николай Казанский.