Google инвестирует в офисы. Насколько это верное решение
В марте The Wall Street Journal со ссылкой на главу Google Сандара Пичаи написала, что компания инвестирует $7 млрд в расширение своего офисного присутствия и наем новых фултайм-сотрудников. Руководство IT-гиганта считает, что осенью персонал вернется в офисы. Другие технологические гиганты, например, Twitter и Facebook, напротив, стремятся сократить офисные площади, переводя сотрудников на удаленный формат работы. Итог может быть плачевным для компаний Джека Дорси и Марка Цукерберга.
В родной Калифорнии Google и ее материнская компания Alphabet потратят на офисы только $1 млрд. Но компания расширит свое присутствие в США до 19 штатов, открыв представительства в Миннесоте, Техасе и Северной Каролине. Тысячи новых работников будут наняты в Вашингтоне, Атланте, Нью-Йорке и Чикаго. Совместная работа и создание уникального комьюнити — это часть культуры и актуальное будущее Google, считает руководитель компании. Удаленно, добавил он, разрешат работать не больше двух дней в неделю. А чтобы вернуться в офис было проще, Google наняла консультантов, предложивших концепцию «смеси IKEA и Lego». Она предполагает создание «командных капсул», рабочих зон на открытом воздухе, подвижных стен, внедрение личного кондиционирования и многое другое.
А что же другие технологические компании?
Например, Facebook и Twitter отказались возвращать сотрудников — даже после того, как те провакцинировались. В Facebook еще в мае 2020-го заявили, что намерены навсегда перевести до 50% сотрудников на работу из дома в течение ближайших десяти лет. В Twitter же в принципе разрешили не возвращаться. Не думаю, что это хорошая идея. Даже напротив — плохая.
Аналогичная ситуация была с компанией IBM. В середине 1980-х она решилась на эксперимент, отправив часть сотрудников работать из дома, а освободившуюся недвижимость — продать. К 2009 году 40% из 386 тыс. сотрудников компании работали удаленно, а освободившаяся недвижимость — в общей сложности на $2 млрд — была продана. Казалось бы, все в плюсе: сотрудники весь день комфортно работают в домашней обстановке без костюмов и лишнего времени на дорогу, а компания вывела с баланса лишние недвижимые активы. Но радость очень быстро закончилась, когда стало понятно, что работоспособность, креативность и командный дух резко снизились.
Эксперимент был признан провальным, и сотрудников, пусть и частично, но пришлось возвращать в офисы.
И это не единичный пример, ведь ряд компаний, в том числе и Yahoo, тоже экспериментировали с удаленкой. Но ни разу эксперимент не удавался. В Google никогда не верили в эти игры. Например, в книге «Как работает Google» есть моменты, где рассказывается о покупке отдельного здания специально для того, чтобы сотрудники в свободное время играли в футбол и волейбол. В рабочих пространствах также минимум мебели, ведь для креативности и поддержания командного духа не обязательно тереться локтями о соседа. В данном случае важно понимание химии мозга и принципов возникновения глубокой эмоциональной привязки.
Гибридный график и офис или коворкинг
Разумеется, людям надо иногда побыть в одиночестве, но ведь большую часть времени в течение многих тысячелетий с самых древних времен мы жили в коллективе. Как следствие, практически на генном уровне мы чувствуем дискомфорт, оставаясь одни.
Вероятно, кто-то, будучи глубоким интровертом, может работать из дома. Но таких не более 10%. А чтобы креативить и развиваться, людям нужно быть вместе среди себе подобных, «зеркалить» успех и видеть, что мы движемся вперед.
Именно поэтому большинство мировых компаний сейчас переходят на гибридный график, позволяющий работать удаленно до двух дней в неделю. Так решили поступить уже, например, Citigroup, Adobe, Prudential Financial, Morgan Stanley, The New York Times Company и другие. Но вернуть сотрудников в офисы тоже будет не так просто. Для этого нужно сделать их пребывание там не менее комфортным, чем дома. Поэтому не только график работы станет более гибридным, но и сами офисные пространства.
Последних, кстати, в первом квартале 2021-го стало еще больше. В Москве открылось 17 новых гибких пространств (25,1 тыс. кв. м и 3620 мест), в Петербурге — девять (3,1 тыс. кв. м и 485 мест). Размер рынка коворкингов и сервисных офисов к концу марта превысил 280 тыс. кв. м, достигнув 1,5% офисного рынка Москвы и ближайшего Подмосковья. В Петербурге на гибкие офисы пока приходится менее 1%. Но в обоих городах заполняемость, несмотря на новый ввод, остается высокой — 75–76%. Что касается Facebook, то давайте понаблюдаем. Мне кажется, что в ближайшее время компанию ждут проблемы, связанные с этим, вероятно, ошибочным решением.