«Воплощение бутикового подхода в девелопменте»: каким будет ЖК «Камергер»
В историческом центре Москвы началось строительство жилого комплекса класса deluxe с громким адресом — ЖК «Камергер» в Камергерском переулке. Девелопером проекта выступает ENGEO Development Эрнеста Рудяка (президент холдинга «Ингеоком Траст», председатель правления НО «Фонд Михаила Рудяка»; акционер АО «Ингеоцентр»). В интервью о проекте — Эрнест Рудяк и Михаил Груничев, генеральный директор ENGEO Development.
— Расскажите о проекте. Каким будет «Камергер»?
Михаил Груничев: — «Камергер» будет сильно выделяться в историческом центре Москвы. Мы создали проект с современной архитектурой в непосредственной близости от Кремля. На площадке в 0,8 га будет создан целый параллельный мир. Находясь в Камергерском переулке, который славится своей характерной исторической архитектурой, резиденты через незаметную арку будут попадать в самое современное и стильное пространство города — ЖК «Камергер». Это как современный корпус Новой Третьяковки под именем всемирно известной Третьяковской галереи.
— Это проект, который кричит: «Посмотрите на меня, я — современный!» — и рассчитан на внешнюю экспрессию? Или он спрятан внутри квартала и создан, чтобы быть комфортным для своих жителей? Ведь это две разные концепции…
Михаил Груничев: — Мы совместили эти концепции. Архитектура действительно экспрессивная и яркая. Но благодаря удачному расположению между переулками и скрытому главному входу там будет воплощена концепция камерности и уединения.
— Архитектора правда необычная. А сколько особняков планируется построить?
Михаил Груничев: — В проекте всего четыре особняка: жилые с апартаментами и офисные резиденции, идеальные для представительского офиса. Жилая часть проекта — это два разновысотных особняка, которые соединены двухуровневым сквером с озеленением и декоративным озером. К минус первому уровню сквера прилегает стеклянный переход из одного особняка в другой. Там же мы планируем обустроить всю инфраструктуру проекта.
— Что вдохновляло вас на создание именно такого проекта именно в таком месте?
Эрнест Рудяк: — Для меня «Камергер» — это проект, созданный на сломе классической и современной архитектуры. Он получился необычным во многом из-за исходных данных: небольшая площадка, наличие исторических построек и перепады рельефа. Первоначально мы захотели отдать память месту и сохранить исторические фасады особняков. К ним нужно было приспособить новые строения — так, чтобы проект получил современное интересное лицо.
Моим любимым примером этого слома классической и современной архитектуры является один из наших жилых особняков. Он представляет собой реставрацию объекта культурного наследия — жилого дома 1937 года. С лицевой стороны, выходящей в Георгиевский переулок, мы сохранили исторический фасад с равномерным ритмом окон и изящными барельефами. А изнутри комплекса особняк перевоплощается в произведение современной архитектуры — он покрыт металлом пепельного оттенка, повторяющим рисунок витража этого же здания до реставрации. Многократно повторенный, он становится фирменном паттерном-кружевом, покрывающим особняк.
— Что вы закладываете в название проекта «Камергер»? Только адрес — Камергерский переулок?
Михаил Груничев: — В первую очередь, действительно, адрес. Камергерский переулок — это расположение, о котором хочется максимально часто говорить. Как дополнительную ценность мы проводили параллель с камергерами при монарших дворах Европы и России. Эти люди обладали особыми привилегиями, о которых напоминал их знак могущества — золотой ключ. Тот же, который является символом нашего комплекса. Еще прослеживается ненавязчивый ассоциативный ряд между словами «Камергер» и «Камерный». А камерность в полной мере реализована в нашем проекте.
— Квартирография проекта — что в ней особенного?
Михаил Груничев: — В нашей локации в целом мало новых жилых комплексов, а с таким предложением вы не найдете ни одного. У нас получилась очень широкая ассортиментная линейка: двухэтажные апартаменты с отдельным входом с улицы, апартаменты с террасами, просторные пентхаусы. Безусловно, в крупных лотах предусмотрены хозяйственные помещения: постирочные, закрытые кухни, зоны для домашнего персонала.
— Кого вы видите жителями этого дома? 30-летним будет здесь жить комфортно или проект для более возрастной категории?
Михаил Груничев: — Возраст — это достаточно условная метрика. Он даже не фигурирует в нашем описании целевой аудитории проекта. В «Камергере» мы ориентируемся, скорее, на характер и систему ценностей покупателей. С уверенностью могу сказать, что будущий резидент — человек весьма амбициозный, состоявшийся как личность и достаточно искушен для того, чтобы по достоинству оценить уникальную самостоятельность проекта, его скрытую от посторонних глаз роскошную элегантность.
— Насколько сейчас удачное время для старта проекта в таком люксовом и знаковом для Москвы месте?
Эрнест Рудяк: — Рынок элитной недвижимости в Москве только начинает формироваться. Стали появляться первые проекты, которые действительно можно относить к недвижимости класса deluxe. Рынок пришел к тому, что самое дорогое не значит самое лучшее, а настоящее качество определяется долговечностью и скрупулезной ручной работой. И я убежден, что моя компания предложит продукт наивысшего качества.
— А если посмотреть на адрес со стороны строительства, а не продаж… Как вы оцениваете эту локацию? Сложно ли строить в историческом центре?
Михаил Груничев: — Основная сложность — плотно прилегающие здания. Там невозможно вырыть полноценный котлован из-за опасности обрушения соседних зданий. А единственная возможная технология строительства — это Top&Down. К счастью, она для нас не в новинку — особняки «Большая Дмитровка IX» возводятся сейчас точно так же. А вот новым вызовом для строительного департамента стала усложненная логистика строительных материалов на площадку. Но это решаемый технический вопрос.
— Кто еще в команде проекта? Подрядчики, дизайнеры?
Михаил Груничев: — За архитектуру отвечает бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Проектирование — за компаниями Genpro и инженерным бюро Юркевича. Со стороны технического заказчика выступают наши партнеры — компания ТЗК, объединяющая в себе специалистов-практиков с большим опытом строительства, в том числе проектов международного уровня.
— Почему доверили архитектуру бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»?
Михаил Груничев: — Если честно, то у нас даже не было сомнений относительно выбора архитектурного бюро. С бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» мы уже работаем над особняками «Большая Дмитровка IX», поэтому к их профессионализму у меня 100%-ное доверие. Тем более «Камергер» — это второй проект нашей компании. Было важно не опустить планку.
— Как проходила работа над архитектурным проектом?
Михаил Груничев: — Я уже рассказывал, что работа над концепцией проходила в два этапа. Год назад была закончена основная архитектурная концепция комплекса, и мы стали осуществлять подготовительные работы. По прошествии пары месяцев мы с «Цимайло Ляшенко и Партнеры» осознали, что через четыре года уже воплощенная в жизнь архитектура будет просто хороша, а не идеальна. Этому во многом поспособствовало бурное развитие рынка элитной недвижимости. Мы приняли решение о перепроектировании. Честно говоря, оно было очень тяжелым. Я планировал запустить продажи еще в марте прошлого года. Но сейчас никаких сожалений. Проект стал воплощением бутикового подхода в девелопменте.
— На какие тренды современного девелопмента элитного жилья вы ориентировались, когда разрабатывали проект?
Михаил Груничев: — Мы достаточно быстро увидели, что особое внимание клиенты уделяют планировкам апартаментов. Это логично, учитывая тренд на продажу апартаментов с финишной отделкой. Нам стало понятно, что конкуренция между девелоперами будет концентрироваться в направлении индивидуальных планировочных решений, продуманного зонирования и использования дорогих натуральных отделочных материалов. Сейчас внутри компании мы развиваем внутренние компетенции архитекторов и дизайнеров, усиливаем штатные единицы. В моей идеальной картине мира через два года все девелоперы будут предлагать отделку по практически индивидуальным проектам, и мы хотим стать одними из первых.
— Какое будущее вы видите у этого проекта?
Эрнест Рудяк: — «Камергер» сильно впечатлит рынок. Во-первых, локация с дефицитным предложением — многие агентства недвижимости уже пару месяцев штурмуют нас с вопросами. Во-вторых, необычная архитектура, которую действительно хочется рассматривать в деталях. В-третьих, конечно, продуманная инфраструктура и подземный паркинг с большим количеством машино-мест, что совсем не характерно для центра города. Я уверен, что проект точно будет не менее ярким и знаковым, чем особняки «Большая Дмитровка IX».
— Как думаете, он войдет в историю? «Камергер» изменит центр Москвы?
Эрнест Рудяк: — По моему мнению, «Камергер» — это один из тех проектов, который задаст вектор развития элитной недвижимости в Москве. Мы нарастили компетенции, собрали опытную команду и готовы удивить. После ввода в эксплуатацию проект станет новой точкой притяжения и местом, где будет комфортно жить.
— Чем технически, концептуально, идейно «Камергер» отличается от особняков «Большая Дмитровка IX»?
Михаил Груничев: — Если сравнивать «Камергер» и «Большую Дмитровку IX», то похожим является только локация — Тверской район в пределах Бульварного кольца. Далее только различия. «Камергер» — это вихрь броской современной архитектуры. Для него мы готовим широкую ассортиментную матрицу с уникальными для локации предложениями. Сложно не заметить: «Дмитровка» был нашим первым проектом, мы хотели сделать качественно и вывести рынок на новый уровень. Для «Камергера» мы накопили опыт и готовы сделать что-то уникальное, не как у всех.
— Каким вы видите развитие компании в будущем? Повторите «Камергер»?
Михаил Груничев: — Развитие компании лежит в наращивании персонализации и формировании стандартов качества для проектов класса deluxe. В будущем мы хотим перенести опыт deluxe в другие классы недвижимости. Я искренне верю, что нам удастся масштабировать процессы, не теряя в качестве.
И мы точно не собираемся повторяться. Повторять себя или конкурентов — это значит всегда быть на шаг позади. Если девелопер не видит, что можно улучшить в текущих проектах, то он сильно отстает от рынка. За два-три года реализации проекта появляется сотня продуктовых инноваций, которые уже через год внедряются как базовые. На их место приходят новые инновации, которые тоже нужно внедрять. И это вечный процесс.