Как вернуть деньги за переплату за услуги ЖКХ
Переплата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может возникнуть по разным причинам. Получатель коммунальных услуг вправе потребовать их возврата или зачета переплаченных средства в счет будущей оплаты. Вместе с экспертами разбираемся, что делать в таких ситуациях.
Когда может возникнуть переплата
Существует несколько причин, по которым может возникнуть переплата за жилищно-коммунальные услуги.
- Перерыв в предоставлении услуг. Из-за аварий, проводимых ремонтных работ и профилактики могут возникнуть перебои с подачей воды, электроэнергии, отопления, газа. В чем бы ни заключалась причина перебоя, потребитель не обязан оплачивать услуги, которые не были предоставлены, говорит управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин.
- Низкое качество услуг. Требования к ним устанавливаются СанПиНом, постановлением правительства и договором с управляющей компанией. Если качество или температура воды, напряжение в электросетях, температура в жилье не соответствуют заявленным, то получатель услуг может потребовать перерасчета, разъясняет адвокат, правовой советник консалтинговой группы «Компромисс» Галина Гузаева.
«Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги определен постановлением правительства России № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», — добавляет юрист юридической компании «Шаги» Оксана Колесникова.
Читайте также: Как меньше платить за квартиру, если снизились доходы
- Отсутствие жильцов. Это может быть связано с длительной командировкой, отпуском, лечением в стационаре. Если на протяжении пяти и более дней в квартире никого не было, то собственник вправе рассчитывать на перерасчет, объясняет Егор Редин. При этом причина отсутствия должна быть подтверждена документально.
- Неисправность счетчиков. Перерасчет может проводиться по инициативе как жильцов, так и поставщика услуг.
- Уменьшение числа жильцов. Данный факт также потребуется подтвердить документально. В управляющую компанию надо передать заявление и свидетельство о регистрации по другому адресу, о расторжении брака, смерти и так далее, поясняет адвокат, специалист по защите прав потребителей Евгения Квартальнова.
«Важно понимать, что переплата по ЖКУ не влечет автоматический возврат излишне уплаченного. По умолчанию переплату всегда зачисляют в расчет на следующий месяц или несколько месяцев. Например, если переплата образовалась за период, когда вас не было дома, или из-за того, что у вас уменьшилось количество жильцов, необходимо уведомить об этом управляющую компанию. Так переплата уйдет на следующий период», — напоминает советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев.
Оксана Колесникова, юрист юридической компании «Шаги»:
— Перерасчет осуществляется, если собственник не передал показания в установленный срок. В этом случае плата за прошедший месяц будет начислена из среднего потребления за последние полгода. Если в следующем месяце собственник передаст показания, то ему будет осуществлен перерасчет. Право на перерасчет распространяется только на первые полгода после того, как собственник перестал передавать показания.
Читайте также: Не переплатить: как понять, что плата за ЖКУ завышена
Как действовать в случае переплаты
Для проведения перерасчета потребителю необходимо обратиться в многофункциональный центр (МФЦ), управляющую или ресурсоснабжающую организацию, которая выставляет счета на оплату. На имя руководителя управляющей компании необходимо написать заявление о проведении перерасчета с указанием причины, по которой возникла переплата, говорит Егор Редин. К заявлению потребуется приложить документы, обосновывающие необходимость перерасчета или возврата средств.
Заявление и документацию можно лично принести в приемную управляющей компании. В этом случае потребуется два комплекта документов. По словам Галины Гузаевой, один экземпляр передается секретарю, на втором ставится отметка о принятии заявления. Документы с отметкой остаются у получателя услуг.
Необходимые документы также можно направить заказным письмом с описью вложенной документации и извещением о получении. В течение месяца УК обязана дать ответ, замечает Владислав Журавлев.
Можно и в досудебном порядке
Важно соблюсти досудебный порядок урегулирования споров, поскольку всегда есть риск, что суд может отклонить иск. Заявителю нужно подать досудебную претензию ответчику. Если он не ответит в течение месяца, можно подавать исковое заявление, объясняет Егор Редин.
Когда нужно обращаться в суд и не верить обещаниям УК
Если управляющая компания отказывается выполнять перерасчет или возвращать деньги, то сначала надо подать заявление в жилищную инспекцию, говорит Оксана Колесникова. При отсутствии ответа на протяжении 30 дней от УК или жилищной инспекции либо если он не устраивает получателя услуг, он вправе обратиться в суд. К иску потребуется приложить письмо, доказывающее, что абонент пытался урегулировать спор в досудебном порядке.
По словам юриста Евгении Квартальновой, в суде истец может потребовать не только возврата денег или пересчета квитанций, но и взыскать с УК проценты за пользование чужими деньгами и штраф в размере 50% от суммы переплаты за неисполнение требований потребителя коммунальных услуг.
Можно ли включить переплату в следующие месяцы
Если сумма переплаты невелика, то перерасчет на следующий месяц будет более рациональным решением. Для этого нужно подать соответствующее требование в УК, поясняет Егор Редин. Большую сумму переплаты также можно учесть в счет будущей оплаты. Для этого она распределяется на несколько месяцев.
Дарья Иванова, руководитель отдела расчета квартплаты управляющей компании «КомТехСервис»:
— Поставщики услуг редко отказывают в перерасчете. В случае жалобы на необоснованный отказ в орган жилищного надзора переплату придется вернуть в полуторном размере и заплатить штраф в бюджет. Перерасчет отражается в квитанции за следующий месяц после урегулирования вопроса. Если перерасчет не сделан, прежде чем идти в суд, рекомендуем обратиться в государственную жилищную инспекцию, это более эффективный способ. При неисполнении двух предписаний ГЖИ в течение года у управляющей компании могут отозвать лицензию. Суд стоит оставить в качестве последнего варианта, если жалобы в инспекцию не помогают. Любая переплата автоматически отображается на лицевом счете и в квитанции за следующий месяц. Но если собственник захочет сделать именно возврат — управляющая компания не вправе удерживать денежные средства.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
- подача холодной воды;
- подача горячей воды;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- отопление;
- содержание и ремонт общего имущества;
- вывоз мусора.