Как Раменки стали престижным районом для жизни
В принципе, все столичные локации, еще оставшиеся свободными для жилой застройки, можно поделить на две базовые части. К первой относятся уголки и даже целые районы Москвы, которые давно освоены, сформированы, укомплектованы социальной и коммерческой инфраструктурой, обеспечены устойчивым имиджем. В этом случае девелопер из числа лидеров отрасли либо постарается сыграть «в противоход», создав на локальном рынке нечто совершенно для этого рынка новое и непривычное, либо, что скорее, впитает и переосмыслит опыт предшественников и остановится на проекте, развивающем местные традиции, но не выходящем кардинально за их рамки.
Со второй частью все чуть сложнее, поскольку к ней относятся полностью или почти полностью no name-территории, которые девелоперу предстоит сначала концептуально разработать, а потом активно и всесторонне развивать, одновременно формируя совершенно новый для столичного рынка территориальный бренд. И не стоит думать, что это относится только к бывшим промзонам — строительному «золотому фонду» Москвы. Например, лет десять назад расположенный на западе столицы район Раменки нечасто попадал в поле зрения рыночных аналитиков — просто не давал для этого повода. А теперь только успевай фиксировать: вот Раменки — в июльском топ-5 наиболее востребованных районов у покупателей жилья бизнес-класса, вот Раменки — на второй позиции по темпам роста цен на жилье комфорт-класса (за 2019–2022 годы), а вот Раменки — в «Индексе миллиона долларов», показывающем, сколько элитных квадратных метров можно купить в том или ином районе Москвы за такую сумму. Кто бы раньше мог подумать, что Раменки вообще способны в этот индекс попасть!
Усилия девелоперов, сделавших ставку на Раменки, очевидно приносят свои плоды. «Донстрой» зашел в этот район Москвы четыре года назад с самыми амбициозными планами и сегодня готов поделиться промежуточными итогами их реализации.
Начать разговор о Раменках, в которых «Донстрой» в рамках комплексной застройки территории площадью 55 га возводит проекты «Огни», «Событие» и «Река», хочется с цифр. Если рассматривать период с 2018 по 2022 год, то есть как раз время нашего присутствия в этом районе, получается, что на долю проектов «Донстроя» приходится 39% (собственная оценка компании по независимым данным Росреестра. — РБК) от общего объема продаж: из 9266 раменских квартир, нашедших своих покупателей, 3606 — наши. В 2022 году «Донстрой» также сохраняет лидерство в локации: на проекты компании приходится 56% сделок. Причем наша доля в бизнес-классе — 61%, а в премиум-сегменте «Донстрой» занимает половину рынка Раменок.
Начиная с 2019 года ежегодный рост темпов наших продаж в Раменках варьировался от 150% до 350%. При этом проекты «Донстроя» росли выше рынка в среднем на 5–7%: с начала продаж стоимость квартир в жилом комплексе «Огни» увеличилась на 92%, в «Событии» — на 94%, в клубном проекте «Река» — на 82%. Так что среднегодовая доходность проектов компании в Раменках составила 23–28%, что особенно важно для наших покупателей жилья, среди которых около 20% — это инвесторы.
Думаю, что подобных результатов нам позволила добиться разработанная для Раменок концепция, которую, да, многие называли амбициозной и вообще нереализуемой. Ведь первая ее ключевая составляющая — мультиформатность: мы сразу решили, что будем строить жилье разных классов. Так появились несколько очередей проекта «Огни», относящегося к комфорт-классу, несколько очередей проекта «Событие», где представлена недвижимость бизнес- и премиум-класса, и клубный кластер «Река», за который нам больше всего доставалось от рынка: ну можно ли возводить проект уровня делюкс за пределами ЦАО? Можно, если локация обладает соответствующими характеристиками, решили мы, а покупатели подтвердили правильность этого решения, как принято говорить, проголосовав рублем: «Река-1» была целиком продана еще на этапе строительства, в «Реке-2» сейчас темпы продаж повыше, чем в проектах-конкурентах.
В целом за четыре года введено в строй шесть жилых корпусов общей площадью 280 тыс. кв. м, сейчас в стройке находится еще 533 тыс. В перспективе компания построит еще 507 тыс. кв. м недвижимости, включая социальный кластер, состоящий из муниципальных школы на 1,7 тыс. мест и детского сада на 350 мест. Если честно, мы не планировали одновременно запускать такой строительный объем, но нас подстегнул высокий спрос, поэтому в работу были взяты новые проекты и новые участки — локация продолжает развиваться, привлекая к себе все больше и больше внимания.
Вторая составляющая концепции — принципиальный для «Донстроя» акцент на содержании общественных зон: создавая общественные пространства наших проектов, мы всегда думаем именно об их смысловом наполнении, их концептуальной роли в жизни людей. Например, в Раменках мы в этом году завершили работу над первой очередью парка «Событие» площадью 12 га, а общая площадь парка, проект которого разработало бюро Wowhaus, известное по парку им. Горького, Крымской набережной и Музеону, составит 24 га. Буквально в ближайшее время мы сможем похвастаться новыми общественными пространствами, которые будут созданы на территории Раменок.
Анализируя портрет нашего покупателя, мы видим, что большинство — это семейные люди, и жилье они покупают для себя. Для них принципиально наличие закрытых зеленых дворов, современных детских и спортивных площадок (у нас даже есть беговые дорожки на высоте 150 м от земли), фитнес-румов, где можно позаниматься самостоятельно или с личным тренером (в Раменках мы начали внедрять такую опцию), детских клубов (как раз в «Реке» есть такой). А дальше появятся бульвар, событийная площадь, фабрика молодежи — место, где смогут собираться молодые люди, для которых сегодня очень остро стоит проблема социализации, и многое, многое другое.
Наконец, для развития любой локации важно, чтобы девелопер не только смело нарисовал красивую картинку, но и столь же смело воплотил ее в жизнь. Сегодня репутация застройщика, его стремление оправдать доверие клиентов — тема № 1. Конечно, Раменки очень удачно расположены территориально, что говорит в нашу пользу. Конечно, мы ведем строительство на границе природоохранной зоны, что дает нам весомое конкурентное преимущество. Конечно, то, что район сегодня «вибрирует» и стараниями многих представителей девелоперского сообщества превратился в новую столичную доминанту, играет нам на руку. Но едва ли не первый вопрос, который задают наши покупатели: а сделаете ли вы все, что обещаете?
Безусловно. Мы обещали создать парк — и мы его создали и продолжаем работать дальше. Мы обещали квартиры с отделкой в «Реке» — и мы развиваем этот формат, несмотря на то, что это высококлассная, дорогая отделка и это материалы, которые приходится добывать уже как полезные ископаемые. Мы пришли в Раменки с целью реализовать масштабный проект, который станет успешным и для нас, и для наших покупателей — и наш замысел постепенно обретает очертания. Пока результат, которого мы достигли, промежуточный, однако смею надеяться, что и нашими усилиями Раменки стали районом, в котором покупать недвижимость очень выгодно, а жить очень приятно.
Реклама
Рекламодатель — ДС СТРОЙ ООО. https://donstroy.moscow