Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм
20 октября Владимир Путин упразднил Ростуризм, который был главным разработчиком и оператором национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Видимо, так президент откликнулся на жалобу губернатора Приморья Кожемяко во время последнего ВЭФ во Владивостоке про неразбериху с «двумя окнами» в туристическом нацпроекте. Теперь осталось одно окно — главным оператором нацпроекта станет отраслевой институт развития «Туризм.РФ».
«Туризм.РФ» отличается от Ростуризма тем, что де-факто является отраслевым центром сборки новых туристических кластеров: определяет перспективные территории, выступает заказчиком мастер-планов, соинвестирует в проекты до 49%, помогает инвесторам с согласованиями в регионах и организацией финансирования по льготной ставке, обеспечивает бюджетное финансирование обеспечивающей инфраструктуры для курортов. Только на эти цели до конца 2025 года в рамках нацпроекта российский бюджет инвестирует до 175 млрд руб. в развитие туристической инфраструктуры.
Первый и один из главных показателей проекта — увеличение номерного фонда. 25 октября вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий нацпроект по туризму, заявил о стремлении увеличить классифицированный номерной фонд на 50% с 608 тыс. номеров до 909 тыс. к 2030 году. Однако вице-премьер не говорит, как эти гостиницы будут загружаться туристами.
Дело в том, что гостиницы не формируют туристический спрос, а обслуживают его. Спрос формируют объекты туристического внимания, так называемые магниты. Если не будет магнитов, не будет потока, а значит, ни загрузки гостиниц, ни окупаемости инвестиций в гостиницы и инфраструктуру.
Посмотрите на данные Росстата и Building.ru. С 2014 по 2021 год номерной фонд средств коллективного размещения вырос на 53% — с 670 тыс. до 1027 тыс. Выросла загрузка гостиниц на 53%? Нет!
С 2014 по 2021 год загрузка номера уменьшилась с 65,9 человека на номер до 64,8. В пике в 2019 году загрузка была 76,6 человека в год, рост составил всего 16%. Как видно, загрузка гостиниц отстает от темпов прироста гостиничного фонда.
Поэтому необходимо стимулировать создание магнитов, ради которых россияне сорвутся с места и отправятся в путешествие. Авторам нацпроекта следует добавить в нацпроект целевые показатели по загрузке гостиниц и емкости магнитов. Например, на курорте «Завидово», который финансируют институты развития «Туризм.РФ» и ВЭБ.РФ, рядом с гостиницами предусмотрено строительство всесезонного магнита — крытого аквапарка емкостью 9 тыс. гостей в день.
Необходимо распространить на магниты стимулы, созданные для гостиниц (льгота по кредитной ставке и отмена НДС), отменив привязку магнитов к строительству гостиниц. Сейчас магниты могут претендовать на стимулы, если вместе с ними строится гостиница от 120 номеров, что увеличивает инвестиции в магниты на 1–1,5 млрд. Зачастую магниты появляются рядом с недозагруженными гостиницами.
Еще один пример: планируется строительство парка дикой природы рядом с курортом «Азимут Переславль» (430 номеров), где годовая загрузка недотягивает до 30%, ежегодный убыток владельца (ВЭБ.РФ) более 250 млн руб. Парк дикой природы повысит загрузку «Азимут Переславль» минимум до 65–70% и избавит ВЭБ от операционных убытков.
О каких магнитах идет речь?
Мы все знаем про отдых на море, где важны теплое море и пляж, про горы, где важны подъемники и трассы, про санатории рядом с минеральными источниками. Но много ли городов в России расположено рядом с теплым морем, высокими горами и минеральными источниками? Немного. А что делать жителям этих городов в выходные, в средний и низкий сезоны?
Для развития туризма вокруг крупных городов необходимо развивать познавательный и развлекательный туризм, в том числе создавать современные тематические парки: исторический, этнографический, фольклорный, гастрономический и научно-технический, парк дикой природы, развлекательный парк с аттракционами, аквапарк и многие другие. Создание этих парков обеспечит горожан интересным всесезонным отдыхом за городом, загрузит гостиницы и частные гостевые дома, вдохнет жизнь в малые города рядом с крупными.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»