10 мегапроектов Москвы: сроки и главные цифры
Современные города сталкиваются с ускоренной урбанизацией, социально-экономическими вызовами, изменением климата. Эти реалии требуют глубокого понимания сложных систем, которые представляют собой мегаполисы. Участникам и гостям Московского урбанистического форума в «Зарядье» на экспозиции «Москва-2023. Город для каждого» рассказали о градостроительных достижениях столицы и о том, как современный облик Москвы изменили десять главных мегапроектов.
Комплексное развитие территорий
В Москве реорганизацию бывших промышленных зон и неэффективно используемых участков города объединяет Программа комплексного развития территорий, стартовавшая в 2020 году. Московские промзоны являются важнейшим резервом для развития города, до последнего времени на них суммарно приходилось около 17% площади Старой Москвы. При этом около 2,45 тыс. га промплощадок не участвуют полноценно в жизни города и не создают новые рабочие места. Всего проектов комплексного развития территорий Москве 188, они охватывают 2,5 га. Градостроительный потенциал участков — 35 млн кв. м. По итогам реализации проектов будет создано более 570 тыс. новых рабочих мест, а общий объем инвестиций составит 8 трлн руб.
Лариса Лукьянова, заместитель генерального директора ГК «Инград»:
— Для нас самое главное преимущество применения механизма КРТ — возможность сокращения ряда административных процедур, оптимизация в сроках, вопросах согласования и исполнения, а также своевременное качественное воплощение всех планов города и инвестора.
Сейчас «Инград» реализует проект КРТ бывшей промзоны Братцево, здесь в 2027 году планируется ввести в эксплуатацию новый яркий ЖК INJOY. В процессе согласования проекта планировки территории, в том числе при появлении острых вопросов для инвестора, город оперативно реагировал и помогал в их решении.
Реновация
Срок эксплуатации тысяч московских домов истечет в ближайшее время. Они будут снесены, а на их месте построят новое качественное жилье и объекты социальной инфраструктуры. При этом здания, имеющие архитектурную и историческую ценность, будут сохранены и реконструированы. Горожанам, участвующим в программе, дадут равнозначные квартиры. Реализация программы началась в 2017 году и продлится до 2032 года. В рамках программы переселят жителей 5175 домов, жилищные условия улучшит 1 млн москвичей, будут построены 400 объектов социального назначения.
«Большой Сити»
Самый крупный и амбициозный проект комплексного развития территории внутри МКАД. Концепция развития территории «Большого Сити» была разработана правительством Москвы в 2020 году и рассчитана на 15 лет. Градостроительный потенциал программы — 6 млн кв. м: будет благоустроено 24 км набережных, реорганизовано 140 га общественных территорий, включая 220 га зеленых зон, 140 км велодорожек и 154 км пешеходных маршрутов.
Спортивные кластеры
Основа спортивной инфраструктуры Москвы — общедоступные объекты: спортивные площадки и комплексы уличных тренажеров во дворах и парках, физкультурно-оздоровительные комплексы, катки и лыжные трассы. Цели программы — популяризация спортивного образа жизни, создание комфортных условий для занятий спортом в шаговой доступности от дома.
Планируется реконструировать Большую спортивную арену «Лужники», Международный центр самбо и бокса в Лужниках, Дворец спорта на территории ТПУ «Некрасовка», стадион «Москвич», ФОК «Красный Октябрь», ледовый дворец «Самбо-70» в Ясенево. В 2022 году был введен в строй 21 крупный спортивный объект, 14 объектов планируется завершить в 2023 году.
Медицинские кластеры
В Москве реализуется масштабная Программа обновления медицинской инфраструктуры: проводится крупнейшая в истории города модернизация поликлиник, создается сеть скоропомощных комплексов, возводятся новые объекты первичного и стационарного звеньев. Создание новой инфраструктуры позволяет повысить качество и доступность медицинской помощи для жителей столицы и открывает новые возможности для использования новейшего медицинского оборудования и внедрения современных технологий в сфере охраны здоровья.
Южный и Северный речные вокзалы. Южный порт
Москва вновь приобрела статус порта пяти морей. Суда смогут проследовать до Черного, Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского морей. А отправиться в круизы по Москве-реке гости и жители столицы смогут не только с Северного речного вокзала, но и с Южного. Внутри города реки создают естественные водные транспортные артерии, по которым в 2023 году стартовали первые регулярные рейсы инновационных электросудов. Запуск инновационных электросудов позволит улучшить транспортное обслуживание 1,5 млн человек, проживающих в 18 районах Москвы, и предоставить им альтернативные варианты поездок. Экологичны не только электросуда, но и вся инфраструктура для них — плавучие причалы, зарядные станции и пункты технического обслуживания.
Параллельно с программой реконструкции системы речного транспорта в Москве реализуются также масштабные программы, связанные с реноваций прибрежных территорий. Один из таких проектов — «Южный порт». Его задача — превратить транспортно-пересадочный узел в новую точку притяжения для москвичей. На данном участке предусмотрено строительство объектов производственного, а также общественно-делового назначения, в которых будет создано более 9 тыс. новых рабочих мест. В реорганизацию территории площадью 18 га вложат 100 млрд руб., а ежегодный бюджетный эффект для города составит 13 млрд руб.
Транспортный каркас: МСД, БКЛ, МЦД, МЦК, ТПУ
Московский скоростной диаметр (МСД) — самый протяженный в России скоростной диаметр без светофоров. Проходит с севера на юг (от магистрали М-11 «Нева» на Санкт- Петербург до М-2 «Крым») с выходом на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Общая протяженность МСД — 68 км, время проезда через город — 40 минут.
МСД призван разгрузить другие дороги Москвы (Садовое кольцо, ТТК и МКАД), повысить транспортную доступность 48 районов города, сделать путь москвичей и жителей Подмосковья на работу и домой не пересекающимся с транзитным трафиком, ускорить трафик до аэропортов Шереметьево и Домодедово, Восточного вокзала.
Большая кольцевая линия (БКЛ) — крупнейший в мире проект метростроения. Одиннадцатая по официальной нумерации (десятая по хронологии) и самая длинная линия Московского метрополитена. БКЛ обеспечивает беспересадочную связь 34 районов, снижает трафик через центр города, разгружает линии метрополитена.
Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД) — новое наземное метро, объединяющее формат пригородных электричек и столичного метро. Кольцо призвано стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы. Объем проекта можно измерить в станциях, который он охватывает: МЦК — 31 станция, МЦД-1 и МЦД-2 — 62 станции. После запуска МЦД-3 и МЦД-4 их станет более 140.
Одним из ключевых направлений работы по совершенствованию сети городского транспорта является строительство системы ТПУ. Это узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, который не только объединяет различные виды транспорта — метро, железную дорогу, МЦК и наземный городской транспорт, — но и обеспечивает район необходимой социальной инфраструктурой.
Вадим Изотов, старший вице-президент ВТБ:
— Москва — лидер и в развитии транспортной инфраструктуры, и в цифровизации платежных сервисов, благодаря которым мы перешли от бумажных билетиков к бесконтактным платежам. Сейчас один из наших серьезных проектов — биометрия лица, когда человек может комфортно и безопасно оплатить проезд. Это наша большая серьезная работа совместно с городом.
Вторая интересная история — «МультиТранспорт». Мы собрали «конструктор» из наземного транспорта, проката велосипедов и самокатов и «Яндекс Такси». И это уже удобный способ построить свой маршрут по оптимальной стоимости.
АДЦ «Коммунарка», Новая Москва
Административно-деловой центр «Коммунарка» — один из крупнейших градообразующих центров Новой Москвы и драйверов полицентрического развития Московской агломерации. Идеология проекта заключается в создании в Коммунарке полноценной городской среды, насыщенной разнообразными функциями и инфраструктурой, характерными для центров современных городов.
На территории АДЦ в Коммунарке уже построен ряд значимых объектов: Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка», административное здание, в котором разместились префектура ТиНАО и представительства муниципальных и федеральных служб и центров государственных услуг.
Технопарки и исследовательские центры
Научные и технологические кластеры Москвы — точки роста городской экономики. Они позволят объединить столичные компании и научно-технические организации для проведения совместных разработок, создания инновационных предприятий и формирования полноценных производственных цепочек.
«Технополис Москва» — единственная в столице особая экономическая зона. Она объединяет более 200 высокотехнологичных предприятий, включает шесть промышленных площадок общей площадью более 260 га.
МГТУ им. Н. Э. Баумана — один из старейших и крупнейших технических вузов страны. Совместно с правительством РФ МГТУ реализует крупнейший за последние годы проект развития кампуса университета — Бауманскую технологическую долину. Это около 170 тыс. кв. м новых площадей. Проект включает в себя лаборатории, бизнес-инкубаторы, отделение Московской школы программистов.
На территории Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» планируется разместить девять кластеров общей площадью 493 тыс. кв. м. «Ломоносов» — флагманский кластер, стартовая площадка для первых резидентов (открыт 25 января 2023 года).
Национальный космический центр — это центральный офис ГК «Роскосмос», подразделения головных отраслевых институтов и ключевые организации космической отрасли. Строительство центра обеспечит создание 20 тыс. рабочих мест.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»