Александр Цимайло и Николай Ляшенко — про современность и историю

История и современность переплетаются в Москве с помощью архитектуры, и каждая эпоха старается украсить город по-своему. Сегодня одними из ярких представителей московских архитекторов можно назвать Александра Цимайло и Николая Ляшенко, которые более 20 лет назад создали бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». В портфеле бюро — десятки знаковых архитектурных проектов в центре Москвы.
Беседуем с архитекторами о том, как правильно сочетать историю и современность при реализации новых девелоперских проектов в самом центре города.
— До 2010-х годов к исторической застройке в центре Москвы относились не так бережно, как сегодня. Так ли это с вашей точки зрения?

Николай Ляшенко, сооснователь бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»:
— Действительно, сейчас фокус внимания всего общества к исторической застройке намного выше, чем был в 1990-е годы. Это выражается в более педантичном отношении к истории и сохранению архитектуры. Существующие исторические памятники обрели ощущение ценности. Это поняли и девелоперы, которые теперь стараются сохранить историю и монетизировать ее, а не снести исторический дом и сделать на его месте проект со средовой архитектурой.

Александр Цимайло, сооснователь бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»:
— В 1990–2000-е годы в центре Москвы часто появлялись здания, которые копировали и повторяли исторический облик домов XIX — начала XX века. Это была принятая форма строительства в центре города. И это неправильный подход. В нашей практике, когда мы работаем в исторической среде, стараемся создавать архитектуру, которая была бы отражением времени.

Николай Ляшенко:
— Именно. Если ты делаешь современное здание, оно не должно быть копией здания XIX века. Должно быть понятно, что оно построено сегодня, в XXI веке.
Смотрите также интервью с Александром Цимайло и Николаем Ляшенко в эфире телеканала РБК

— Хорошо. А как именно должна современность взаимодействовать с историей в архитектуре?

Николай Ляшенко:
— Мы же не первые архитекторы, кто взаимодействует с историей. Испокон веков архитекторы и общество в целом оставляли в городской среде следы и особенности своего времени. Более того, архитекторы всегда взаимодействуют с исторически сложившейся архитектурой.
В этом аспекте интересно и правильно, когда современная архитектура отражает запросы общества. Это не дезориентирует следующее поколение, которое будет пользоваться архитектурой нашего времени.
— Но какие признаки у современной архитектуры? Есть ли ярко выраженные элементы, которые говорят о том, что это здание построено в 2025 году?

Александр Цимайло:
— Отчасти это материалы, потому что созданный в XX веке дом вряд ли мог быть облицован бетоном. В том числе это и форматы оконных проемов — они тоже другие, и общая стилистика другая.

Николай Ляшенко:
— Правило, в котором живет современная архитектура, — это отсутствие правил. У современности нет шаблона. Архитектурное сообщество сегодня заточено на то, чтобы удивлять. Мы стремимся к уникальности каждого здания. В этом, я думаю, как раз особенность современной архитектуры — в попытке уйти от повторяемости.
— Приведите примеры из вашей работы. Как «Цимайло Ляшенко и Партнеры» взаимодействует с городским контекстом в центре Москвы?

Николай Ляшенко:
— Мы много проектов делаем в центре города. И нам интересно работать среди сложившейся среды: в Романовом переулке, на Никитской улице и других.
Один из знаковых проектов, например, сейчас сделали на Рождественке (речь о новом проекте «Рождественка 8» от «Галс-Девелопмент», см. ниже. — РБК). Это самый-самый центр города, и мы с удовольствием занимаемся такими проектами.
«Рождественка 8»
В мае ГК «Галс-Девелопмент» получила свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР) жилого комплекса класса де-люкс «Рождественка 8». Проект будет расположен на земельных участках, ограниченных улицами Кузнецкий Мост, Рождественка и Варсонофьевским переулком. Архитектурный ансамбль из семи зданий высотой от двух до десяти этажей разработан бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Площадь жилой застройки комплекса «Рождественка 8» составит более 18 тыс. кв м. В проекте запланировано 115 квартир, среди которых квартиры с террасами, пентхаусы, двух- и трехуровневые таунхаусы.
— Рождественка — очень старая улица. Как взаимодействовать с такой исторической средой?

Николай Ляшенко:
— Это вообще отдельная тема. На улице Рождественка расположен Московский архитектурный институт (МАРХИ), который мы в свое время окончили. Поэтому у «Цимайло Ляшенко Партнеры» к Рождественке отдельный пиетет и особое отношение. Сейчас мы делаем проект на этой улице, и для нас это честь. Не только потому, что это самый центр города, но это и наша связь с МАРХИ. Мы делаем целый квартал, который выходит на Кузнецкий Мост, Рождественку и Варсонофьевский переулок.

Александр Цимайло:
— Важную роль в проекте играет историческое здание Московского международного торгового банка (здание в стиле неоренессанса было построено на углу Рождественки и Кузнецкого Моста в 1897–1898 годах архитектором Семеном Эйбушицем. — РБК) — это архитектурная доминанта, которая всегда была знаковой для этого места. В проекте «Рождественка 8» два новых здания будут примыкать к зданию банка, обрамляя его по двум улицам — Рождественке и Кузнецкому Мосту.
В здании «Рождественка 8», которое выходит на Кузнецкий Мост, мы сделали большую арку, открывающую историческую застройку внутри квартала, а фасад другого здания сформирован из колонн и перекрытий. Все это — базовый архетип архитектуры, которые уместно сделать напротив МАРХИ. Таким образом, архитектура проекта будет, с одной стороны, очень простой и лаконичной, а с другой — состоять из основ архитектурной мысли, перекрытий и колонн.
Что касается застройки в Варсонофьевском переулке, мы проанализировали здесь дома и в новом здании примерно поймали масштаб деталей и обрамлений, оконных проемов, карнизов, перекрытий и сделали, стилизуя их уже в современном языке. То есть у нас эти детали более лаконичные и минималистичные. Таким образом, мы «собрали» здание, которое по своему масштабу, стилистике, деталям, по духу и месту вписывается в исторический период, но при этом сразу видно, что это современное здание.

Николай Ляшенко:
— Здание банка — потрясающее, такое… монументальное. Все детали, которыми насыщен его фасад, поражают. Это мощное архитектурное высказывание.
В этом и была сложность — как подойти с новой архитектурой к такому выдающемуся, очень артистичному, яркому высказыванию. Задача была суперинтересная. Кажется, нам удался этот диалог, как вписать в структуру улиц два здания, которые создают общую композицию треугольника слева и справа относительно здания банка. Уравновесить их, но в то же время сделать разными.
— Девелопер относит проект «Рождественка 8» к классу де-люкс. Это как-то выражено в архитектуре?

Николай Ляшенко:
— Это выражено в каждой детали, которую проецирует проект.
Прежде всего, конечно, качество выполнения всего проекта. Это и планировки (где, безусловно, все продумано до нюансов), и фасадные элементы. Это качество, качество, качество в каждой детали. Нас к этому обязывает локация — самый центр города. В таком месте нужно каждый миллиметр делать максимально выверенно.

Александр Цимайло:
— Мы внимательно относимся к наполнению, к планировкам, к внутренней жизни любого проекта, который делаем. Считаем, очень важно, чтобы жилье было спроектировано максимально комфортно. И в данном случае, учитывая, что «Рождественка 8» — это жилье класса де-люкс и что проект находится в центре Москвы, нам надо было соответствовать этой локации.