Почему при сделках с жильем электронный документ на бумаге недействителен

Документы по недвижимости, которые изначально создавались в электронной форме и подписывались усиленной квалифицированной подписью, не стоит распечатывать на бумаге. Их бумажная копия не имеет юридической силы, говорится в сообщении управления Росреестра по Москве.
Как пояснили в Росреестре, речь идет о договорах долевого участия (ДДУ), закладных, технических планах здания и планах межевания земельного участка. Если они изначально существовали в электронном виде, то исключительно в таком виде и хранятся. А электронный образ документа (скан, напечатанный на бумаге) — это лишь копия.
«Такой документ нельзя считать оригиналом даже в том случае, если он удостоверен электронными подписями или подписан от руки», — уточняет начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной деятельности столичного Росреестра Евгения Соколова.
При этом к электронным документам разных типов есть свои требования. Так, электронный документ в формате XML необходим при подаче заявлений о проведении учетно-регистрационных действий, межевых и технических планов, а также электронных закладных. Для ДДУ документ должен быть в формате PDF/A, поясняют в Росреестре.
В начале 2025 года в Росреестре рассказали об изменениях при регистрации прав на жилье. Теперь можно зарегистрировать право на жилье в ускоренном порядке, а договор дарения должен быть заверен нотариусом.
Сейчас Росреестр и Минцифры занимаются созданием виртуальной комнаты для сделок с недвижимостью. Это будет защищенное цифровое пространство, где можно продавать и покупать объекты недвижимости, а также обмениваться документами. Предполагается, что через этот сервис в будущем можно будет продать любые объекты недвижимости. Он будет доступен физическим и юридическим лицам.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»