Шедевры эпохи без стиля: историзм и эклектика в архитектуре XIX века

Историзм и эклектику часто называют стилями, присущими российской архитектуре середины — второй половины XIX века. Более того, эти термины применяют как взаимозаменяемые понятия. Однако это не так.
В рамках спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям» рассказываем, как развивалось русское зодчество в этот период, когда единого большого архитектурного стиля не существовало. А также о главных архитектурных шедеврах той эпохи и их творцах.
Путеводитель по архитектурным стилям
Путеводитель по стилям архитектуры — это совместный проект «РБК Недвижимости» с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. В нем вместе с сотрудниками музея мы рассказываем о крупнейших архитектурных стилях и их ключевых особенностях, а также об архитекторах, работавших в этом стиле, и знаковых постройках, возведенных по их проектам.
Что такое историзм и эклектика
Эпоха 1830–1890-х годов характеризуется отсутствием единого стиля. «Для обозначения этого периода в истории архитектуры сегодня используют термины «историзм» и «эклектика» — именно такими методами работы чаще всего пользовались архитекторы того времени», — рассказывает заведующая сектором экскурсионно-лекционной работы Музея архитектуры им. А. В. Щусева Полина Покладок. И поясняет:
- историзм в этом случае обозначает обращение зодчих к архитектуре прошедших столетий;
- эклектика — принцип выбора художественных приемов и деталей, которые отвечали задумке архитектора, но при этом первоначально не встречались в рамках одного стиля.
Однако сами по себе они не столько стили, сколько подходы к работе. Стилей же было гораздо больше.
Обилие стилей в русской архитектуре XIX века
В противовес архитектуре классицизма в эпоху историзма античность перестала восприниматься как единственный возможный образец. Все стили прошлого стали равнозначными, зодчие вдохновлялись постройками самых разных эпох и регионов, что привело к богатому разнообразию художественных течений, поясняют в Музее им. А. В. Щусева.
На художественное качество самих построек непосредственно влияла степень изученности сооружений разных лет и постепенно растущий объем знаний о них. Архитекторы работали в стилях необарокко, неоренессанс, неогрек, а также в неоготическом, неороманском, мавританском, византийском, рассказывают эксперты. Выбор стиля мог зависеть и от желания заказчика, и от вкусов архитектора, и от сложившейся традиции строительства зданий определенной типологии в конкретном стиле.
В России помимо общеевропейских стилей особое развитие получили художественные направления, связанные с поиском и отражением национальных мотивов в архитектуре. «В целом этот процесс был присущ большинству европейских стран в период после наполеоновских войн. В России первые шаги в рамках национальных исканий предпринимались еще в 1820-е годы, и уже в 1830-х сформировался русско-византийский стиль», — говорит Полина Покладок.
Для этого стиля было характерно весьма поверхностное подражание формам древнерусского зодчества в силу его малой изученности на тот момент. В основном архитекторы использовали традиционные для классицизма композиционные приемы, и лишь в отдельных деталях читалось обращение к архитектуре владимиро-суздальской и московской школ. Название стиля отсылало к представлению России как преемницы Византии и, скорее, отражало политическую ситуацию, нежели реальное соответствие византийским образцам.
Со временем зодчие все глубже изучали древнерусские памятники, возник интерес к архитектуре XVI–XVII веков. Результатом этого процесса стало формирование русского стиля, который в 1880-е годы фактически обрел статус официального стиля государства.
«У него были как сторонники, так и противники, считавшие подобные проекты слепым подражанием архитектуре Руси на уровне деталей, с сухостью в проработке форм, построенных на постоянном повторении одних и тех же мотивов. Тем не менее обращение к этому стилю было необходимо как для русификации окраин огромной и многонациональной империи, так и для представления страны за рубежом (при строительстве выставочных павильонов и православных храмов)», — рассказывает сотрудник Музея архитектуры им. Щусева.
Впоследствии более смелые и глубокие интерпретации древнерусской темы архитекторы смогли реализовать уже в рамках национальной ветви модерна — в неорусском стиле 1900–1910-х годов.
Известные архитекторы, работавшие в России в XIX веке
Константин Тон (1794–1881)

Выходец из семьи обрусевшего немецкого ювелира, выпускник Императорской академии художеств (впоследствии — ее ректор), прошедший большую стажировку в Европе. Автор храма Христа Спасителя, станций Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге и многих других построек.
Андрей Штакеншнейдер (1802–1865)

Русский архитектор немецкого происхождения. Не смог закончить обучение в Императорской академии художеств в силу стесненных финансовых условий, но добрал обширные знания на практике. Автор императорских и великокняжеских резиденций в Санкт-Петербурге, в частности дворца Белосельских-Белозерских.
Александр Каминский (1829–1897)

Обучался в Императорской академии по классу Константина Тона и по его заданию участвовал в строительстве храма Христа Спасителя. Был семейным архитектором меценатов Третьяковых и старшим архитектором Московского купеческого общества. По его проекту, например, перестроено здание Московской биржи. Карьера Каминского оборвалась в конце 80-х годов XIX века, когда он был признан виновным в обрушении одного из построенных им доходных домов.
Владимир Шервуд (1832–1897)

Живописец по образованию, рано остался сиротой и несколько лет провел в Московском сиротском училище. Среди знаковых построек, выполненных по его проекту, — Исторический музей в Москве.
Ричард Нил Фриман (1840–1904)
Британский архитектор, создавший в Европе 140 зданий, половина из которых сохранились. Для Москвы выполнил проект церкви Святого Андрея, однако вел ее постройку другой зодчий — Борис Фрейденберг.
Леонтий Бенуа (1856–1928)

Представитель русского дворянского рода с французскими корнями, который дал множество деятелей искусства. Профессор и член Императорской академии художеств, известен также как последний частный владелец знаменитой картины Леонардо да Винчи, которую называют «Мадонной Бенуа». По его проекту построен, например, доходный дом Ратькова-Рожнова в Санкт-Петербурге.
Роман Клейн (1858–1924)

Русский и советский архитектор, выходец из купеческой семьи, работавший преимущественно в Москве. По его проекту возведены Музей изящных искусств (ныне — Музей им. Пушкина), магазин «Мюр и Мерилиз» (известный сейчас как ЦУМ), исходный вариант Чайного дома Перлова и многие другие постройки.
Виктор Мазырин (1859–1919)

Выходец из дворянской семьи, после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества получил звание художника архитектуры. По его проекту построены, например, особняк Арсения Морозова и несколько доходных домов в Москве.
Карл Гиппиус (1864–1941)

Московский архитектор, который до революции был семейным архитектором московских купцов Бахрушиных, а в советские годы — главным архитектором Московского зоопарка. Некоторое время работал в фирме архитектора Романа Клейна, перестроил изначально выполненный по проекту этого зодчего Чайный дом Перлова на Мясницкой.
Павел Малиновский (1869–1943)

Русский и советский архитектор, сын отставного солдата, выпускник Петербургского института гражданских инженеров. Долго работал в Нижнем Новгороде (там по его проекту возведено, например, Башкировское училище), потом перебрался в Москву.
Главные памятники в России середины — второй половины XIX века
Объекты
- Храм Христа Спасителя в Москве
- Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
- Здание биржи в Москве
- Исторический музей в Москве
- Доходный дом Ратькова-Рожнова в Санкт-Петербурге
- Церковь Святого Андрея в Москве
- Доходный дом Третьяковых в Москве
- Чайный дом Перлова в Москве
- Особняк Арсения Морозова в Москве
- Башкировское училище в Нижнем Новгороде
1. Храм Христа Спасителя в Москве
- Архитектор: Константин Тон
- Годы постройки: 1839–1883
- Где находится: Москва, улица Волхонка, 15
Храм Христа Спасителя был задуман как обетный в знак благодарности за победу в Отечественной войне 1812 года. Первоначально здание предполагалось разместить на склоне Воробьевых гор, однако впоследствии проект был перенесен на место Алексеевского монастыря на Волхонке. Работы по созданию храма были поручены архитектору Константину Тону — главному представителю русско-византийского стиля.
«Несмотря на традиционное для больших древнерусских соборов пятиглавие, луковичную форму самих глав, килевидные фронтоны и узнаваемые декоративные мотивы (например, аркатурно-колончатый пояс на фасаде), в здании можно отметить немало отступлений от принципов средневековой русской архитектуры. К ним относится крестообразный план, характерный для европейских соборов, отсутствие выделенных апсид, трактовка малых глав как звонниц», — рассказывает Полина Покладок.
Строительство и оформление здания велось долгие 44 года. За это время храм стал своеобразной кузницей кадров, ведь на разных этапах в проекте принимали участие многие значимые архитекторы, художники и скульпторы второй половины XIX века.
Храм был взорван в 1931 году в рамках подготовки к строительству на этом месте Дворца Советов и воссоздан во второй половине 1990-х годов с сильными расхождениями по сравнению с оригинальным проектом, поясняют в Музее архитектуры им. Щусева.
2. Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
- Архитектор: Андрей Штакеншнейдер
- Годы постройки: 1846–1848
- Где находится: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41
Это яркий образец архитектуры необарокко. «Задачей архитектора было преобразить старую классицистическую постройку, придав ей более современный вид и более удобную планировку. В качестве стилистического направления выбор пал на барокко, наиболее близким по художественному решению зданием стал Строгановский дворец Франческо Бартоломео Растрелли, знаковый памятник архитектуры XVIII века», — рассказывает Полина Покладок.
Подобно памятникам барочного периода, на фасаде дворца красуются луковичные фронтоны, колонны, обилие скульптурного декора. Однако в необарочной постройке меньше ощущаются динамика, пластика фасада, объем, противопоставление света и тени, что было свойственно зрелому русскому барокко.
3. Здание биржи в Москве
- Архитекторы: построил Михаил Быковский, перестроил Александр Каминский
- Годы постройки: построено в 1839, перестроено в 1870-х
- Где находится: Москва, улица Ильинка, 6/1
Первое здание Московской биржи появилось на Ильинке еще в 1839 году. Автором сооружения был Михаил Быковский — архитектор, стоящий у истоков архитектуры историзма и эклектики, основатель Московского архитектурного общества. Однако уже в 1870-х годах неоренессансную постройку Быковского перестроил Александр Каминский в стиле неогрек.
«Казалось бы, отсылки к греческой архитектуре были свойственны и предшествующим классическим стилям, однако на деле непосредственно греческую архитектуру изучали и копировали мало. В середине и второй половине XIX века доступность знаний об архитектуре Древней Греции позволила архитекторам пересмотреть существующие образцы и использовать в новых зданиях более чистые греческие формы, без их совмещения с римскими или ренессансными», — рассказывает Полина Покладок.
Здание биржи по проекту Каминского трактовано как «храм в антах»: это тип греческого храма, фронтон которого поддерживается двумя колоннами в середине и двумя мощными пилонами по сторонам. Однако, конечно, в здании можно найти и не свойственные древнегреческой архитектуре черты, например полукруглые формы лучковых фронтонов над окнами (сандриков), популярные в эпоху Ренессанса, поясняют в Музее архитектуры им. Щусева.
4. Исторический музей в Москве
- Архитекторы: Владимир Шервуд и инженер Анатолий Семенов
- Годы постройки: 1875–1883
- Где находится: Москва, Красная площадь, 1
Здание Исторического музея наряду с храмом Спаса на Крови в Санкт-Петербурге является хрестоматийным памятником русского стиля, рассказывают в Музее архитектуры им. Щусева. «Несмотря на узнаваемые симметричные фасады со стороны Красной и Манежной площадей, здание имеет сложный план и силуэт, составленный из нескольких разновеликих объемов, каждый из которых перекрыт своей кровлей. Такая композиция, как и выбранное художественное решение, гармонировала с находящимся напротив Покровским собором, ставшим одним из образцов для будущего сооружения», — поясняет Полина Покладок.
Фасад здания украшен обилием традиционных для русской архитектуры XVI–XVII веков деталей: килевидными кокошниками на шатрах, рядами квадратных ниш — ширинками, наборными колонками.
Внутреннее оформление соответствует концепции музея: отражение всех периодов истории русского государства. Росписи, скульптурное оформление и орнаменты выбирались для каждого зала в соответствии со знаковыми артефактами описываемой эпохи. К созданию интерьеров привлекались наиболее влиятельные художники второй половины XIX — начала XX века: Айвазовский, Васнецов, Репин, Семирадский, Серов.
5. Церковь Святого Андрея в Москве
- Архитекторы: спроектировал Ричард Нил Фриман, а построил Борис Фрейденберг
- Годы постройки: 1882–1884
- Где находится: Москва, Вознесенский переулок, 8/5, стр. 3
Это единственное в Москве здание англиканской церкви. Проект был разработан английским архитектором Ричардом Нилом Фриманом, а строительство на месте осуществлял Борис Фрейденберг — известный русский зодчий второй половины XIX века.
Здание построено в неоготическом стиле, популярном во многих странах Европы, но особенно ярко проявившем себя в Англии, где неоготика, по сути, стала восприниматься как национальный стиль, так же, как в Российской империи русский стиль, поясняют в Музее архитектуры им. Щусева. «К характерным чертам стиля можно отнести стрельчатые окна, контрфорсы между ними, башню с пинаклями, высокий треугольный выступ — вимперг — у главного входа в храм», — говорит Полина Покладок.
6. Доходный дом Ратькова-Рожнова в Санкт-Петербурге
- Архитектор: первый проект Виктора Шретера, реализован проект Леонтия Бенуа
- Годы постройки: 1884–1886
- Где находится: Санкт-Петербург, пересечение Гороховой улицы и Загородного проспекта
Доходный дом на углу Гороховой улицы в Санкт-Петербурге был построен на средства общественного деятеля, предпринимателя и благотворителя Владимира Ратькова-Рожнова. Здание является одним из примеров архитектуры неоренессанса.
«Постройка трактована как трехэтажное палаццо, поднятое на высоту цокольного этажа, который отводился под различные торговые цели и выглядел мощным основанием с большими прямоугольными проемами-витринами. В соответствии с традиционными для итальянского Ренессанса принципами здание отражает прямую тектонику: визуально самое тяжелое находится внизу, а легкое — наверху. Этот эффект достигается за счет различий в использовании декора, имитирующего каменную кладку (руста), на разных этажах, а также разнообразия в решениях оконных проемов», — рассказывает Полина Покладок.
7. Доходный дом Третьяковых в Москве
- Архитекторы: Александр Каминский
- Год постройки: 1892
- Где находится: Москва, улица Кузнецкий Мост, 13/9, стр. 1
Доходные дома стали символом архитектуры рубежа XIX–XX веков. Предприниматели и землевладельцы строили многоэтажные корпуса с целью получения прибыли от сдачи квартир разной вместимости, торговых и конторских площадей. Здание на Кузнецком Мосту было построено по заказу купцов-меценатов, братьев Павла и Сергея Третьяковых.
Проект в русском стиле разработал архитектор Александр Каминский — один из важнейших зодчих периода историзма и эклектики в Москве, а также семейный архитектор рода Третьяковых, супруг Софьи Третьяковой, поясняют в Музее архитектуры им. Щусева. «Как и многие другие мастера этого периода, Каминский строил в разных стилях, что позволяло реализовывать большое количество проектов. Фигура этого зодчего также сыграла важную роль в формировании ряда московских архитекторов начала XX века. В разные годы у него работали Федор Шехтель, Илья Бондаренко, Иван Машков и многие другие», — рассказывает Полина Покладок.
8. Чайный дом Перлова в Москве
- Архитектор: построен Романом Клейном, перестроен Карлом Гиппиусом
- Год постройки: построен в 1893 году, перестроен в 1896-м
- Где находится: Москва, Мясницкая улица, 19
Трехэтажный особняк на Мясницкой был выстроен по заказу чайного магната Сергея Перлова и проекту Романа Клейна. Еще через три года он обрел узнаваемые сегодня черты: в 1896 году архитектор Карл Гиппиус перестроил фасады и интерьеры здания в экзотическом китайском стиле.
«Выбор стиля был продиктован родом деятельности и желанием заказчика, намеренного выстраивать торговые отношения с Китаем. Фасад украшают многочисленные выступающие черепичные крыши, китайские орнаменты и решетки, вывески, стилизованные под иероглифы, а по центральной оси здания возвышается башенка, напоминающая пагоду», — рассказывает Полина Покладок.
Интерьер также выдержан в китайском стиле с деревянными колоннами с трехрожковыми капителями, кессонированным деревянным потолком с росписью, коллекцией ваз, заказанных у китайских мастеров, резными консолями и традиционными для китайской живописи сюжетами и животными.
9. Особняк Арсения Морозова в Москве
- Архитектор: Виктор Мазырин
- Годы постройки: 1895–1899
- Где находится: Москва, улица Воздвиженка, 16
Это одно из самых необычных для Москвы зданий конца XIX века, которое было построено по заказу Арсения Морозова — представителя знаменитой купеческой династии.
«Эклектичная постройка, созданная Виктором Мазыриным, и на фасаде, и в интерьерах собрала в себе черты мавританского стиля, вдохновленного зодчеством Испании и Португалии, готики и классической архитектуры. Асимметричная композиция здания предвещала приход стиля модерн», — рассказывают в Музее архитектуры им. Щусева.
Здание особо выделяет двубашенный фасад с лепными раковинами, витыми колоннами, уподобленными канатам, и ажурным карнизом.
10. Башкировское училище в Нижнем Новгороде
- Архитектор: Павел Малиновский
- Год постройки: 1900
- Где находится: Нижний Новгород, Приокская улица, 6
В эпоху строительного бума второй половины XIX и начала XX веков одной из важнейших задач для архитекторов, особенно в области промышленного, утилитарного и благотворительного строительства, была экономия средств. Незаменимым помощником в этом стал универсальный строительный материал — кирпич. Его дешевизна и доступность позволяли не только возводить сами здания, но и украшать их различными видами кладки, облицовочными и фигурными кирпичами без удара по бюджету, рассказывают в Музее архитектуры им. Щусева.
Здания, построенные в рамках такого подхода, сегодня объединяют понятием «кирпичный стиль». Так возводились типографии, склады, производственные помещения, больницы и школы.
«Одним из примеров служит Башкировское училище в Нижнем Новгороде, построенное архитектором Павлом Малиновским в 1900 году. Простое по композиции и оформлению здание с симметричным решением фасадов по проекту имело «полосатую» кладку с чередующимися рядами красного кирпича и выступающими из плоскости стены оштукатуренными светлыми линиями», — поясняет Полина Покладок.
Материалы и иллюстрации к статье подготовила

Полина Покладок, заведующая сектором экскурсионно-лекционной работы Музея архитектуры им. А. В. Щусева
Другие материалы спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям»:
- XI–XVI века. Новгородская архитектура: самые древние каменные постройки на Руси
- XII–XIII века. Владимиро-суздальское зодчество: история и главные памятники архитектуры
- XIV–XV века. Как 7 веков назад начиналась каменная Москва. Раннемосковское зодчество
- XV–XVII века. Шатры, узоры и почти барокко: памятники русской архитектуры XV–XVII веков
- XVIII век. Пышная архитектура: как выглядят дома-памятники в стиле барокко в России
- XVIII–XIX века. Образцовая архитектура: лучшие здания в классическом стиле в России
- XIX век. Шедевры эпохи без стиля: историзм и эклектика в архитектуре XIX века
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»