Что делать при краже документов на недвижимость. Разъяснение Росреестра

Столичный Росреестр разъяснил, что делать в случае кражи и утери документов на недвижимость, а также какие документы нужно восстанавливать. Рекомендации содержатся в релизе ведомства.
Первое, что нужно сделать в случае кражи или утери документов на недвижимость, — обратиться в полицию с заявлением о совершенном преступлении. При этом необходимо сохранить подтверждение, что заявление было принято. «Это, помимо прочего, поможет зафиксировать факт пропажи и в будущем при необходимости оспорить все сомнительные действия с недвижимостью», — пояснили в столичном Росреестре.
Во-вторых, необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) отметку о запрете сделок без личного участия собственника. Подать заявление можно через МФЦ или на сайте госуслуг. Запись вносится в течение пяти дней. Оплата госпошлины не требуется. «Избежать обмана при заключении сделок с недвижимостью позволит внесение в ЕГРН отметки о запрете сделок без личного участия, актуальный адрес электронной почты правообладателя в ЕГРН, а также тщательная проверка всех документов», — пояснил председатель Общественного совета при управлении Росреестра по Москве Антон Фролкин.
Кроме того, собственнику необходимо внимательно проверять, какие именно документы он подписывает, фиксировать все договоренности на бумаге и привлекать к сделке нотариуса.
Какие документы нужно восстанавливать
В обязательном порядке необходимо восстанавливать только утраченные правоустанавливающие документы, отметили в Росреестре.
Правоустанавливающие документы — документы, на основании которых у собственника возникли права на объект недвижимости. К ним относятся все виды договоров, в том числе купли-продажи, мены, долевого участия, дарения, а также наследственные документы, решения суда, справки жилищно-строительного кооператива и другие.
«Правоподтверждающие документы могут понадобиться для проведения сделки, в других случаях дублировать их необязательно. Это относится и к технической документации, поскольку теперь необходимая информация о технических характеристиках объекта содержится в ЕГРН», — отметил заместитель начальника отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра по Москве Алексей Федоренко.
В случае потери документов на недвижимость собственник может запросить их копии, которые хранятся в Роскадастре в цифровом виде. Для этого нужно отправить специальный запрос через «Госуслуги» или в МФЦ.
В середине июня 2025 года Росреестр разъяснил, как проверить дееспособность продавца перед заключением сделки. При заключении любых сделок с недвижимостью обе стороны должны быть дееспособными — осознавать свои действия и понимать их последствия.
Перед сделкой необходимо запросить выписку из Росреестра. Если человек признан органами опеки и попечительства или судом ограниченно дееспособным или недееспособным, то в ЕГРН вносится специальная отметка. Если такой отметки нет, но у покупателя есть сомнения, имеет смысл оформить сделку нотариально.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»