Госдума приняла закон об ужесточении требований к управляющим компаниям

Госдума во вторник, 7 октября, приняла во втором и третьем, окончательном, чтениях закон, который расширяет перечень требований к лицензированию управляющих компаний (УК), следует из базы нижней палаты парламента.
Документ был подготовлен Минстроем и внесен правительством в Госдуму еще в 2023 году. В 2024 году он был принят в первом чтении, после чего доработкой законопроекта занимался профильный комитет Госдумы по строительству и ЖКХ. Как пояснила заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, в процессе подготовки ко второму чтению документ серьезно изменился. Так, согласно принятому закону:
- вводится дополнительное лицензионное требование к УК — соответствие лицензиата, соискателя лицензии требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению лицензиата, соискателя лицензии. Эти требования будут установлены правительством;
- все решения о выдаче квалификационных аттестатов, которые должны получать руководители УК, будут вноситься в единый федеральный реестр квалификационных аттестатов, который является открытым и общедоступным. «Наличие информации о квалификационном аттестате — еще одно новое лицензионное требование», — уточнила Светлана Разворотнева;
- право принятия решения о выдаче лицензии, об обращении в суд для инициирования процедуры изъятия лицензии передается от лицензионной комиссии к органу лицензионного контроля. «То есть государственной жилищной инспекции (ГЖИ)», — пояснила парламентарий;
- срок выдачи лицензии или отказа в выдаче лицензии сокращается в три раза — с 30 до 10 дней.
Требования к офису и штату
Помимо процесса лицензирования, устанавливаются требования к офису УК. Он должен быть оснащен оборудованием для приема граждан и иметь возможность обработки документов, отметили в Минстрое. Для этого дополнительными подзаконными актами будут сформированы требования к помещениям и рабочим местам. В штате УК должен быть инженер, бухгалтер с профильным образованием и опытом работы по учету платежей за жилищно-коммунальные услуги. Помимо этого, будут установлены требования к формированию аварийно-диспетчерской службы.
«Управляющая организация должна иметь оборудованный офис для приема граждан, специалистов с профильным образованием и подтвержденным опытом работы, а также иметь все необходимое для качественного обслуживания домов», — пояснил замглавы Минстроя Юрий Муценек. «Поэтому в рамках работы над законом мы предусмотрели необходимость соответствия дополнительным требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению со стороны каждого лицензиата», — указал замминистра.
По его словам, эти меры позволят повысить ответственность компаний и обеспечить более высокий уровень обслуживания жильцов.
В начале года депутаты предложили запретить индивидуальным предпринимателям управлять многоэтажками. По мнению законодателей, ИП управляют домами редко и не на должном профессиональном уровне, а исключение этой категории лиц позволит повысить качество управления жильем. Однако позже закон был отклонен.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»