Ретейлеры и банки покидают основные торговые улицы Москвы
На главных торговых улицах Москвы, где спрос на помещения всегда был ажиотажным, теперь можно увидеть пустые витрины с баннерами «Сдается в аренду». Сегодня многие арендаторы покидают Тверскую и другие основные торговые улицы, отказываясь от флагманских магазинов с высокими арендными ставками, рассказали в компании Blackwood.
В 2014 году на Тверской улице освободили помещения Pandora, флагманский магазин Zara, а также филиалы нескольких банков. «Спортмастер» закрыл магазины на Ленинском проспекте и проспекте Мира.
На развитие сегмента стрит-ретейла, помимо экономических и геополитических факторов, значительное влияние оказало активное развитие в Москве пешеходных улиц, а также расширение зон платной парковки. «Сложная экономическая ситуация и организация зон платной парковки привели к существенному снижению спроса на «имиджевые» помещения, расположенные в основных торговых коридорах – Тверской-Ямской улице, Садовом кольце, Ленинградском и Кутузовском проспектах и так далее», – говорят специалисты международной консалтинговой компании Colliers International.
В международной консалтинговой компании JLL также разделяют такое мнение. «Это является следствием как сложившейся экономической ситуации, так и запрета парковки на улице, в результате чего Тверская лишилась звания главной торговой артерии столицы», – комментирует начальник отдела стрит-ретейла компании JLL Светлана Ярова.
Ставки падают, магазины пустуют
Ситуация в экономике и другие факторы привели к приостановке программ развития ретейлеров и к росту показателя вакантных площадей: в успешных торговых центрах и наиболее престижных торговых коридорах он повысился до 5–10%.
По итогам 2014 года эксперты делают выводы о снижении арендных ставок в долларовом выражении как в сегменте стрит-ретейла, так и в торговых центрах. Они отмечают, что наиболее существенное падение наблюдается на основных торговых улицах столицы.
По данным Blackwood, Тверская опустела за год в 4,5 раза, а минимальные ставки аренды снизились почти в 3 раза (см. таблицу).
Уровень вакантных площадей и арендные ставки предложения в торговых коридорах г. Москвы по состоянию на конец 4 кв. 2014 г. и в сравнении с 4 кв. 2013 г.
Улица |
Уровень вакантных площадей по состоянию на конец 4 кв. 2014 г., % |
Уровень вакантных площадей по состоянию на конец 4 кв. 2013 г., % |
Ставка аренды, $ за кв. м по состоянию на конец 4 кв. 2014 г. |
Ставка аренды, $ за кв. м по состоянию на конец 4 кв. 2013 г. |
---|---|---|---|---|
Тверская |
7,5 |
1,7 |
1100–6000 |
3000–9000 |
1-я Тверская-Ямская |
6,0 |
1,5 |
1800–3700 |
1950–4100 |
Арбат |
5,0 |
1,5 |
1900–3100 |
2000–3800 |
Новый Арбат |
8,5 |
4,0 |
1000–3000 |
1000–3400 |
Пятницкая |
5,5 |
1,5 |
1800–3250 |
2000–3900 |
Петровка |
5,0 |
1,0 |
2200–3500 |
2200–3750 |
Садовое кольцо |
9,0 |
6,5 |
750–2500 |
900–2800 |
Кутузовский пр-т |
6,5 |
2,5 |
1000–3000 |
1300–3400 |
Источник: Blackwood
По оценке брокеров, на Тверской средние ставки снизились на 30% в сравнении с предыдущим годом ввиду активной ротации арендаторов. По данным компании JLL, в 2014 году Тверская опустилась на четвертое место в рейтинге наиболее дорогих торговых коридоров Москвы. Первое место в нем занимает бессменный лидер – Столешников переулок, на втором месте оказалась улица Петровка, а Пятницкая и Кузнецкий Мост делят третье место.
«С учетом прогнозируемого снижения спроса на торговые помещения можно ожидать дальнейший рост уровня вакантных площадей как в сегменте стрит-ретейла, так и в торговых центрах. Причем рост вакантности не будет равномерным для всего рынка: если для успешных востребованных ТЦ доля вакантных площадей вряд ли превысит 5–10%, то для менее популярных объектов, которые имеют ошибки в концепции и/или концептуально устарели, можно прогнозировать вакансии на уровне 15–30%», – считает управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.
Банки
На протяжении нескольких последних лет банки являлись одними из основных арендаторов уличных помещений и ключевым драйвером развития сегмента стрит-ретейла в Москве. Сейчас они также уходят с основных торговых улиц Москвы. Так, консалтинговая компания «Магазин Магазинов» зафиксировала, что доля банковского сектора в общей структуре запросов на торговые помещения в сегменте стрит-ретейла по итогам 2014 года составила лишь 2,6% против 7,5% в 2013-м и 9,1% в 2012 году.
«Ситуация сложилась вполне ожидаемая, так как в последнее время на развитие банковской розницы одновременно повлияли сразу несколько существенных факторов: санкции, затронувшие финансовый сектор, санация банков, а также нестабильность в экономике, которая изменила планы банков по своему экстенсивному развитию», – говорят специалисты компании «Магазин Магазинов».
Кто займет пустые магазины
В то же время со стороны некоторых розничных компаний увеличился спрос на объекты, расположенные на центральных пешеходных улицах. Эксперты отмечают, что все большую долю занимают предприятия общественного питания, развиваются сетевые операторы продуктовой розницы.
«Здесь предпочитают арендовать помещения операторы профилей «общественное питание» (преимущественно предприятия fast-food, кафе или кондитерские); «одежда» и «обувь» (среднего ценового сегмента), «аптеки», «сувениры» и т. д. Также пешеходные маршруты интересны арендаторам, предлагающим товары импульсного спроса или работающим в формате show-room», – рассказали эксперты компании Colliers International.
Арендаторы luxury показали традиционную устойчивость. «В данном сегменте не наблюдалось ни активного развития, ни интенсивной ротации операторов. В 2015 году операторы сегмента luxury будут придерживаться стратегии осторожного развития», – считают в Colliers International.
Сергей Велесевич