Как не переплачивать за ЖКХ
Наверняка многие еще помнят времена, когда платежные квитанции представляли собой небольшие книжечки, заполнять страницы которых приходилось вручную. А сегодня мы ежемесячно обнаруживаем в своем почтовом ящике уже заполненный бланк. Остается поставить подпись и оплатить? Позвольте дать пару практических советов.
В платежном документе, который мы ежемесячно получаем, можно выделить четыре группы платежей:
1. Оплата за содержание и ремонт жилого помещения.
2. Оплата за потребляемые ресурсы: холодную и горячую воду, водоотведение (она же канализация), отопление.
3. Оплата дополнительных услуг. Самый стандартный набор - это запирающее устройство, антенна, радиоточка и целый спектр разнообразных услуг, уже ставших привычными для многих граждан (консьержи, охрана, озеленение, фасадные работы и пр.).
4. Взносы на капитальный ремонт. В Москве этой строчки в квитанциях пока нет, хотя, по заявлениям властей, в 75 из 86 регионах РФ эта статья расходов уже появилась.
Если же, например, изменились тарифы или вам полагаются какие-либо льготы, платежка должна содержать и эту информацию. Обычно она дается самым мелким шрифтом.
Содержание и ремонт квартир
Пройдемся более подробно по списку сверху вниз. Размер платы за содержание и ремонт квартир для жителей Москвы на 2014г. регламентирует постановление правительства Москвы № 748-ПП от 26.11.13. В настоящее время действуют тарифы, утвержденные 1 января 2014г. Следующее плановое повышение состоится 1 ноября. Эта информация открытая, ее можно легко найти в Интернете.
За площадь, занимаемую в пределах установленных норм для нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности города, а также собственников жилья, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, тариф попадает в диапазон 7,53-15,52 руб. за 1 кв. м в зависимости от набора удобств, этажа проживания и процента износа дома. За площадь, занимаемую сверх установленных норм как по найму так и на правах собственности, а также для собственников, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем, диапазон составляет 13,24 - 24,53 руб. за 1 кв. м. Установленные же нормы таковы: для одного проживающего - 33 кв. м общей площади, для двоих - 42 кв. м, для троих и более - 18 кв. м на человека.
Если в платежке указан тариф, больший, чем вышеназванный диапазон, а вы, к тому же, не припоминаете, что заключали с управляющей компанией договор на какое-то сверхобслуживание, следует сначала выяснить происхождение тарифа, а потом уже платить.
Надо отметить, что жилищный кодекс разрешает жителям дома самим определить размер платы за содержание, эксплуатацию и ремонт своего дома, но этот тариф должен быть определен на общем собрании жильцов, а затем подписан соответствующий договор с управляющей компанией. И тогда размер его может быть любой, хоть 400 руб. за 1 кв. м. Кстати, такие тарифы уже далеко не редкость для Москвы. В любом случае эта статья платежки достаточно прозрачная и практически не допускает возможностей для манипуляций.
Водоснабжение
Вторая группа платежей требует большего внимания, так как составляет основную часть платежки и предоставляет больше возможностей для злоупотребления доверчивостью граждан со стороны УК и ДЕЗов, у которых могут быть свои маленькие хитрости на этот счет и даже инновационные решения.
Водоснабжение, как горячее так и холодное, может учитываться с помощью домовых приборов учета (ДПУ) или с помощью квартирных (КПУ). Тарифы на воду и водоотведение регулируются государством и устанавливаются региональными органами власти. В Москве они одни, а в Химках или в Долгопрудном - другие. С 1 января 2014г. в Москве действуют следующие тарифы для расчета по КПУ: на горячую воду - 125,69 руб. за 1 кубометр, на холодную - 28,40 руб. за 1 кубометр, водотведение стоит 25,15 руб. за 1 кубометр.
Казалось бы, куда проще, но порой очевидное становится невероятным. Вы получаете платежку, а там рассчитанная вами сумма оплаты, например, воды, может оказаться намного выше, чем вы думали. В ЕИРЦ вам объяснят это тем, что при расчете учитывается и объем воды, потребляемой для общедомовых нужд. К сожалению, это разрешено законодательством; ресурсопотребление на общедомовые нужды оплачивают жители. Но прежде чем платить, попробуйте оценить, не выходит ли общедомовое потребление воды за грани разумного. Как правило, этот объем плохо контролируем. И если вы чувствуете, что он чрезмерен, требуйте разъяснений от вашей управляющей компании и перерасчета. Но, повторяю, делать это нужно до того, как вы осуществили оплату.
Замена счетчиков
УК или ДЭЗ принимает показания ваших счетчиков (КПУ). Установленные счетчики должны обязательно проходить поверку, иначе их показания не принимаются в расчет. Счетчик горячей воды проходит поверку раз в четыре года, холодной - раз в шесть лет. Не поддавайтесь панике, прочитав объявления, которые иногда появляются на дверях подъездов, о том, что в соответствии с постановлением таким-то нужно срочно заменить или переустановить действующие счетчики, в противном случае вам будут начисляться штрафы, а сумма платежа вырастет на 30%. Как правило, это означает, что очередная компания-установщик выходит на рынок, и таким образом, пугая население, привлекает к себе самых наивных клиентов. Если ваш счетчик действующий, прошел поверку - никто не может требовать от вас его замены.
Поверка - это довольно простая и дешевая процедура, но компании, работающие на этом рынке, обычно рассказывают страшные истории о том, насколько долгая и многоходовая комбинация вас ждет. Якобы для того чтобы провести поверку счетчика, нужно обратиться в ДЭЗ, пригласить специалиста, который его снимет и поставит временный прибор учета. Снятый счетчик нужно везти в Ростест, где его будут в течение двух-трех недель тестировать, потом его нужно забрать вместе с заключением, а затем заново установить, и вот тогда вы еще на четыре - шесть лет свободны. Ложь. Вас просто пытаются убедить поставить новый счетчик, стоимость которого колеблется от 2,5 до 5 тыс. руб.
Существует простая и нехитрая технология - поверка водосчетчика без снятия, занимающая около 30 минут и стоящая около 500 руб. Срок эксплуатации нормального счетчика составляет 20 лет, поэтому, скорее всего, такая поверка даст положительное заключение на дальнейшую эксплуатацию.
Что тут можно посоветовать? Не ленитесь обзванивать компании-установщики и не отдавайтесь в руки первой попавшейся.
Индивидуальные тепловые пункты
Еще одна из достаточно распространенных хитростей, о которой знают, но молчат УК или ДЭЗы, - это наличие в многоквартирном доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В большинстве новостроек или в домах, в которых в течение последних семи - десяти лет был проведен капитальный ремонт, ИТП скорее всего есть. При наличии ИТП в дом поступает не горячая вода, а холодная, а подогревается она уже на месте за счет отопления. А житель заплатил вдвое - за отопление и за горячее водоснабжение, которое не должен оплачивать, так как вода поступает в дом холодная. Не стесняйтесь задавать неудобные вопросы своим УК и в случае вашей правоты не стесняйтесь отказываться от оплаты тех ресурсов, оплачивать которые вы не должны.
Если в вашей квартире счетчиков нет, то размер платы за водоснабжение будет рассчитываться, исходя из количества зарегистрированных в квартире жильцов, нормативов потребления и тарифа. Поэтому всегда обращайте внимание на строку "количество проживающих".
Дополнительные расходы
И последняя для москвичей группа платежей - дополнительные расходы. Здесь главное уяснить, что дополнительная услуга не может быть навязана потребителю. Состав и стоимость дополнительных услуг, которые предлагает УК, регулируются договором с ней. Кое-что в квартирах вторичного рынка осталось из прошлого, например радиоточка. Да, 50- 60 рублей в месяц - небольшие деньги, но если она вам не нужна, откажитесь. Еще два-три года назад это было очень хлопотно, теперь же достаточно подать заявление в МФЦ (Многофункциональный центр предоставления госуслуг), заплатить небольшую пошлину и уже в следующем месяце эта строка исчезнет из платежки.
Советы
Не платите, а пишите заявления, обращайтесь лично за разъяснениями в управляющую организацию, ЕИРЦ, МФЦ. Такой путь - чуть ли не единственный реальный инструмент отстаивания своих прав. Одно дело, когда вы просто не платите, другое - когда вы не платите аргументированно, потому что те или иные начисления, по-вашему, неверны, а те или иные услуги вам не предоставлены. В данном случае вы не совершаете ничего предосудительного, потому что находитесь в поле урегулирования конфликта. Если вы будете последовательны, настойчивы, уверены и доказательны в своей правоте, то управляющие и эксплуатирующие организации, скорее всего, пойдут на мировую и предпочтут досудебное урегулирование. Но стоит вам заплатить - и вас уже не станут слушать. Так что если есть вопросы и сомнения - избавьтесь от них и только потом платите.
Генеральный директор УК Clever Estate Сергей Креков специально для "РБК-Недвижимости"