Апартаменты как продукт редевелопмента
Децентрализацию как тенденцию на рынке офисной недвижимости Москвы мы наблюдаем уже достаточно давно. Этому способствуют несколько факторов: политика городских властей по введению платных зон для паркинга и запрет на строительство новых объектов недвижимости внутри Садового кольца, активное развитие транспортной инфраструктуры в спальных районах и на территории Новой Москвы, а также довольно высокая ставка аренды.
Старые постройки XIX–XX веков, отдельные административные здания, бывшие НИИ и целые производственные комплексы идеально подходят для редевелопмента, и большинство этих зданий оптимальны именно под размещение жилых объектов.
Почему старые здания стоит переделывать именно под жилье
Я считаю, что порядка 90% офисных зданий старого фонда в Москве, таких как старые министерские здания и административные объекты различных уже не существующих НИИ, имеют право на второй шанс в виде реализации гостиничного или жилого объекта недвижимости. Как правило, они обеспечены достаточным количеством парковочных мест, развитой инфраструктурой, находятся в привлекательных для покупателей районах, имеют хорошую пешеходную и транспортную доступность. Поэтому сам Бог велел заниматься их переориентированием и развитием. Апартаменты в данном случае являются оптимальным вариантом.
Точечный и комплексный редевелопмент: особенности и социальная нагрузка
Можно разделить объекты для точечного и комплексного редевелопмента. Старые площадки, которые высвобождаются от выведенного производства, заводов и прочих промышленных объектов, требуют именно комплексного подхода. Такие известные всем площадки, как ЗИЛ, АЗЛК и др., требуют создания целого района с сопутствующей инфраструктурой на всех уровнях.
В случае точечного редевелопмента каждый объект уже вписан в существующую инфраструктуру и нужно задать развитию правильное русло. Мы, например, предпочитаем именно точечные объекты – старые здания в основном прошлого века, которые имеют свою историю, площадью от 10 тыс. до 20 тыс. кв. м.
Такие проекты наиболее выгодны с точки зрения временных затрат, удобны для привлечения покупателей и инвесторов. Они обладают интересной историей, которую можно развивать и подчеркивать, и особой архитектурной выразительностью. Мы считаем, что такого рода объекты, которые не являются памятниками архитектуры, но уже стали частью истории города, имеют право на вторую, а иногда и третью жизнь. Для многих людей такое обновленное здание связано с яркими эмоциями и хорошими воспоминаниями: кто-то был в них с отцом или дедом, у кого-то здесь работали родители, – и это дает удивительную позитивную энергетику.
Апартаменты апартаментам рознь, или апартаменты = жилье – кто в проигрыше
Сегмент апартаментов нужно приводить в порядок, загонять в определенные правовые рамки и устанавливать понятные правила игры. Только в прошлом году в Москве вышло порядка полумиллиона кв. м именно в формате апартаментов.
Однако я бы разделил сегодняшний рынок как минимум на две истории. Первая история – это редевелопмент. Старое здание, будь это промышленные, административные или даже жилые объекты, приводится в порядок и получает статус апартаментов. Редевелопмент таких объектов дает сразу несколько положительных эффектов: это снижение плотности населения в разы, разгрузка транспортной инфраструктуры района, снижение нагрузки на коммунальные сети и, конечно, улучшение экологической составляющей в целом.
Другая история – это когда строится, по сути, жилой дом. Однако не выполняются условия по строительным нормам или социальной обеспеченности, и проект не может получить статус жилого. Истории совершенно разные, но все это ложится под одно определение – апартаменты.
Как показывает международная практика, апартаменты в том формате, который в том числе выбрали и мы, – это интересное и выгодное предприятие как для инвесторов, так и для конечного покупателя. Такие проекты пользуются спросом, их с удовольствием арендуют, и они обеспечивают неплохой доход. Что касается апартаментов, строящихся с нарушениями, без социального обеспечения и инфраструктуры, то через некоторое время, когда они все же заселятся, учитывая невысокую стоимость за квадратный метр, мы получим некий гетто.
А потребитель кто?
Потребители наших и подобных проектов чаще всего москвичи, которые уже являются владельцами жилой недвижимости в Москве или Подмосковье. Они приобретают апартаменты как вторую квартиру в центре. Есть также категория покупателей (чаще всего это иностранные и междугородние бизнесмены), покупающих т.н. "служебную квартиру". Им нужно часто бывать в Москве и надолго задерживаться. Апартаменты также очень привлекательны для организации арендного бизнеса и как объект для инвестиций. Однако большая часть покупателей – это жители этого же района, которые хотели бы улучшить свои жилищные условия.
Именно в силу некой обособленности покупательской аудитории объекты редевелопмента не дают дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру района. Во-первых, масштаб совершенно не тот, что при заселении целого района. Во-вторых, большая часть покупателей не отрывается от тех мест, где они работают или обучаются. В-третьих, не стоит забывать, что стоимость покупки объекта недвижимости в центре города достаточно высока, и вопрос социальной обеспеченности именно в районе непосредственного проживания при таких бюджетах особо не стоит.
Глава российского представительства Rossmils Investments Алексей Могила специально для "РБК-Недвижимости"