Города Подмосковья сделают удобными для пешеходов и велосипедистов
[FL]"М[/FL]ы хотим привить в Подмосковье "бациллы" архитектуры", - с такого заявления начал сегодняшнюю встречу с известным датским архитектором и урбанистом Яном Гейлом заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин. В Подмосковье Ян Гейл приглашен провести несколько мастер-классов для региональных архитекторов и журналистов - таким образом в Московской области хотят заложить основу для формирования архитектурного облика городов и улучшения городской среды. "Архитектурный облик городов Европы формировался не один год. Этого не произойдет и у нас, - сказал подмосковный чиновник. - Но мы должны запустить процесс формирования нового облика городов Подмосковья. В этом нам помогут известные архитекторы и урбанисты с мировым именем".
Ян Гейл, который стал известен в России после рекомендаций, которые он разработал для развития пешеходных зон в Москве, отметил, что в основе планирования многих подмосковных городов заложены интересы государства, обороны, промышленности, бизнеса, но никогда - местных жителей. По его мнению, это главная проблема, которую должны решить власти для формирования нового облика подмосковных городов. "В центре внимания должен быть комфорт людей, планирование, ориентированное на местных жителей", - сказал урбанист.
Для этого одним из первых шагов, по мнения Гейла, должно стать развитие в городах Подмосковья пешеходных зон и велодорожек. "В городах нового типа люди будут гулять и ездить на велосипеде, а не передвигаться на машинах, - отметил датский архитектор. - А города будут конкурировать между собой в качестве жизни и комфорте городской среды. Московской области нужна программа по гуманизации городов". "Люди должны стать ближе друг к другу и тогда им станет комфортнее жить. К тому же, побуждение жителей городов к пешим и велосипедным прогулкам имеет ряд экономических преимуществ, - отметил датский урбанист и объяснил: - Люди станут больше двигаться, а значит улучшиться их здоровье, и они смогут больше работать".
По словам генерального директора российского института территориального планирования "Урбаника" Антона Финогенова, одним только развитием пешеходных зон и строительством велодорожек не решить все проблемы подмосковных городов. "Ян Гейл - крупнейший специалист по развитию пешеходных зон, но городам Подмосковья нужен комплексный подход", - говорит российский эксперт.
Депутат муниципального собрания московского района Щукино Максим Кац считает, что все, о чем говорит датский специалист, применимо. "Но проблема в том, что его зовут в российские города не для того, чтобы реально что-то улучшить, а для того, чтобы "попиариться", - комментирует корреспонденту "РБК-Недвижимости" столичный муниципальный депутат. - В Москве то, что он предлагал, реализовано частично или вообще не реализовано. Скорее всего, это не будет реализовано и в Подмосковье. Например, Гейл предлагал отказаться в Москве от строительства подземных переходов, а вместо них строить наземные. Но разве в Москве от этого отказались?".
Отметим, города Подмосковья можно разделить на три типа. "Первый - это квазигорода, которые по сути являются жилыми районами Москвы, - говорит директор института "Урбаника" Антон Финогенов. - Эти территории нужно превращать из жилых слобод экономкласса в полноценные подцентры мегаполиса. Невозможно их градостроительное, экономическое и социальное планирование без тесной интеграции с Москвой".
Второй тип, по словам Антона Финогенова, - это подмосковные промцентры, сформированные преимущественно советской застройкой без исторического наследия. "Эти города надо развивать, ориентируясь на их экономический, промышленный потенциал, - продолжает эксперт. - Не надо стыдиться, что они промышленные - надо стараться делать в них современные индустриальные кластеры с исследовательской компонентой. Такие города имеют перспективу для привлечения работников в том числе из Москвы и других городов. Развитие этих промышленных территорий надо начинать с переосмысления роли и форматов их городских центров, где сохранилась преимущественно советская застройка".
"И третий тип территорий - это исторические города Подмосковья, - уточняет Финогенов. - Развивая их, необходимо развивать форматы современных городских центров на базе исторического наследия. Развивать услуги пригородного туризма, ориентированного на жителей Москвы и области, конкурировать со столицей в качестве удобного места для жизни, избавленного от минусов мегаполиса, но сохраняющего преимущества единого с Москвой агломерационного рынка труда. Городскую среду этих городов надо сделать разнообразной, но одновременно комфортной".