Ориентиры на "Дорожной карте" для кадастровой стоимости
Одной из главных функций оценочной деятельности является создание стоимостной системы координат для участников рынка и для национальной экономики. Это крайне важная задача, поскольку ее результаты формируют метрику экономического пространства нашей страны.
Напомню, что в России оценочная деятельность началась в 1993 году, а законодательно была признана в 1998 году. При переходе страны от плановой к рыночной экономике часть игроков рынка получила возможность приобрести госактивы по минимальным ценам в процессе приватизации. Оценочное сообщество участвовало в этом процессе, и эта работа не всегда отвечала критериям независимости и профессиональности.
При этом оценочным сообществом были предприняты и необходимые шаги для развития рынка недвижимости, но пока он малоэффективен для большинства его участников по ряду параметров, главным из которых был крайне слабая экономическая заинтересованность муниципальной власти в развитии местных рынков недвижимости.
Кроме решения текущих задач, оценочное сообщество должно проектировать будущее.
При ознакомлении с "дорожной картой" "Совершенствование оценочной деятельности" поражают (в плохом смысле) показатели, которыми собираются измерять эффективность реализации мероприятий "Дорожной карты".
Напомним, что в данном документе это: степень удовлетворенности потребителей; доля рассмотренных жалоб и доля рекомендаций по исключению из СРО; доля страховых выплат в общем объеме договоров страхования.
Рассмотрим только первый показатель. Достаточно очевидно, что потребитель будет удовлетворен, если в отчете оценщика будут заказанные им значения ценовых показателей, а отчет будет сделан по минимальной цене. То есть в дальнейшем оценщики должны будут делать все более заказные оценки по минимальным ценам, для того чтобы повысить степень удовлетворенности заказчика.
В целом в качестве контрольных показателей должны использоваться иные показатели, которые отражают профессионализм и независимость оценщика.
С формальной точки зрения "Дорожная карта" по совершенствованию оценочной деятельности содержит 44 программных мероприятия, из которых 13 посвящены совершенствованию процедур государственной кадастровой оценки (часть IV). А это почти 30% от всех предусмотренных мероприятий. Сроки выполнения этих работ заключены в период с декабря 2013 по декабрь 2014 года.
Переход к введению единого налога на недвижимость на основе рыночной стоимости, безусловно, является нужным и важным процессом на пути модернизации и развития экономики России. Самое главное, что может создать этот налог: экономический интерес у муниципалитетов для развития местных рынков недвижимости; наиболее эффективную в мире форму борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Этот переход затронет практически каждого гражданина. Цена ошибок при реализации этого проекта может быть очень высокой для всех заинтересованных сторон – граждан, бизнеса и власти.
В настоящее время определение кадастровой стоимости и экспертиза отчетов должны осуществляться независимыми оценщиками и саморегулируемыми организациями оценщиков.
Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость должна быть меньше текущей рыночной на 25–30%. Это необходимо, чтобы исключить (или существенно снизить) число случаев оспаривания результатов кадастровой оценки со стороны владельцев объектов недвижимости при расчете различных платежей за объекты недвижимости (в дальнейшем – налог на недвижимость).
В России это правило не соблюдается, поскольку кадастровая стоимость фактически приравнена к рыночной, что уже привело к интенсивному росту случаев оспаривания значений кадастровой стоимости земель, пока в основном со стороны крупных землевладельцев.
Основной задачей оценочного сообщества в настоящее время является создание сбалансированной национальной системы оценочной деятельности. Эта система должна быть важной составной частью эффективной российской экономики, создание которой только начинается.
К настоящему времени в России принято около 5,5 тыс. федеральных законов, из которых около 1 тыс. регламентируют правила игры на рынке недвижимости. А есть еще многие тысячи подзаконных актов…
Перед Россией сейчас стоит задача выработки стратегии национальной развития, в которой важное место должна занимать и стратегия развития оценочной деятельности.
Принятая редакция "Дорожной карты" по оценке напоминает образное выражение г-на Черномырдина: "Мы сделали все, от А до Б". На мой взгляд, оценочному сообществу еще предстоит сделать много (дойти до буквы Я), но пока "Дорожной картой" этого не предусмотрено.
В настоящее время оценочному сообществу целесообразно осуществить процедуру реинжиниринга существующих на рынке "правил игры". Принципы осуществления процедуры реинжиниринга просты и понятны.
Во-первых, нужно составить описание существующих на рынке "правил игры". Во-вторых, нужно составить описание будущих "правил игры", изучив лучшие мировые образцы и цели национального развития, которые начали формироваться. В-третьих, разработать алгоритм перехода, в том числе и управляющие действия власти, для перехода системы оценочной деятельности из нынешнего состояния в состояние, необходимое для развития российской экономики.
Да, это сложная задача. Но ее решение будет не только способствовать созданию сбалансированного рынка недвижимости, на котором у всех участников будут свои экономические интересы, но и существенно оздоровит российскую экономику за счет развития внутреннего рынка.
Эти процессы уже идут, но пока достаточно медленно, и начались с медленной трансформации кредитно-денежной системы России и тотальных проверок государственных и квазигосударственных структур.
В заключение не могу не затронуть и проект ФСО № 7 "Оценка недвижимости", в котором содержится статья "V. Анализ рынка". Выполнить планируемые требования к анализу рынка недвижимости будет весьма трудно большинству оценщиков. Для этого нужна информационно-аналитическая система мониторинга рынка недвижимости. Ее прообраз уже создан в аналитическом агентстве RWAY.
Генеральный директор аналитического агентства RWAY Александр Крапин