Х5 намерена атаковать юг с магазинами-дискаунтерами
В условиях кризиса Х5 Retail Group сделала ставку на магазины эконом-класса. На юге России компания решила развивать сеть дискаунтеров «Пятерочка», продвижение сетей «Перекресток» и «Карусель» отложено на неопределенное время. Активное завоевание южного рынка питерский ритейлер начнет с Ростовской области, где за полгода рассчитывает открыть до 30 магазинов. Экспансия на Кубань будет идти медленнее - в ближайшее время Х5 откроет одну точку сети в Краснодаре.
В течение первого полугодия 2009 года Х5 Retail Group откроет в Ростовской области до 30 магазинов «Пятерочка», из них более 20 разместятся на площадях экс-франчайзи Х5 «Агроторга-Ростов», рассказала директор компании по связям с инвесторами Анна Карева.
Напомним, в конце прошлого года X5 приобрела 100% акций компании «Агроторг-Ростов», управляющей магазинами «Пятерочка» в Ростовской области. Общий объем обязательств по сделке, которые взяла на себя Х5, составил около 400 млн руб., включая рефинансирование долга перед Бинбанком (280 млн руб.). Остальная часть обязательств приходится на долги франчайзи перед поставщиками продукции, долги по заработной плате сотрудникам и плату за аренду помещений. По словам Анны Каревой, c начала года Х5 уже выплатила поставщикам - кредиторам Агроторга-Ростов порядка 20 млн руб.
Помимо долгов питерцам досталось 32 магазина «Агроторга-Ростов», из которых лишь 14 находились в собственности экс-франчайзи, и распределительный центр в районе города Шахты Ростовской области. Теперь на месте большинства франчайзинговых магазинов появятся настоящие "Пятерочки". Кроме того, три дискаунтера компания рассчитывает открыть в Ростове-на-Дону самостоятельно.
Помимо Ростова собственные магазины появятся в Краснодаре. Сейчас ритейлер управляет тремя магазинами под брендом «Пятерочка+», а в ближайшее время откроется еще один. Однако от активной экспансии в регион Х5 пока воздерживается: во-первых, до сих пор не истек франчайзинговый контракт еще с одним опальным партнером питерской сети - компанией «Фаворит» (Краснодар), во-вторых, самостоятельное развитие магазинов с нуля требует времени и дополнительных средств, что не входит в планы Х5. Обычно в новые регионы компания заходит наименее трудоемким способом: покупая своего фрачайзингового партнера, либо небольшую местную сеть магазинов. В отличие от своего основного конкурента - «Магнита», предпочитающего развиваться самостоятельно. В Х5 Retail Group и сейчас рассматривают возможность приобретения ростовских и краснодарских сетей, правда, о каких-либо конкретных сделках речи пока не идет.
По словам г-жи Каревой, в 2009 году приоритетным направлением деятельности компании является развитие сети дискаунтеров «Пятерочка». О расширении географии сетей «Перекресток» и «Карусель», также находящихся под управлением Х5, она предпочла умолчать. И, хотя еще в конце 2007-начале 2008 года компания анонсировала открытие в ЮФО как минимум 15 новых «Перекрестков», сейчас ее представители со всей определенностью могут говорить лишь об открытии седьмого по счету ростовского супермаркета в первом квартале этого года. По данным «РБК weekly ЮГ», новый «Перекресток» появится в ТЦ «Талер» в Западном жилом массиве.
Не вполне ясна и судьба планов компании в Ставрополье и Астраханской области, куда Х5 планировала зайти в самое ближайшее время. Сейчас, по данным источника «РБК weekly ЮГ», развитие питерских сетей откладывается на неопределенное время.