Вакантность на главных торговых улицах Москвы выросла в два раза
Уровень вакантности помещений на центральных торговых улицах Москвы по итогам первого полугодия 2020 года вырос в два раза: с 4,2% до 8,3% в годовом выражении. Средний уровень вакансии увеличился на 2,2 п.п., до 7,5%. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Colliers International (есть в распоряжении редакции).
С начала карантина магазины и заведения общепита ограничили свою работу и были закрыты более двух месяцев. Работать офлайн могли только магазины с товарами первой необходимости — аптеки, продуктовые, детские, салоны связи и другие.
Серьезным ударом для владельцев торговых помещений стало неполучение арендных платежей и арендные каникулы, а для владельцев бизнеса — многократное снижение выручки (онлайн-формат покрывал лишь небольшую часть расходов). Это привело к тому, что бизнес стал сокращать арендуемые площади или закрываться. В результате доля свободных помещений увеличилась до 7,5% по итогам шести месяцев. Для сравнения, в первом полугодии 2019 года уровень свободных площадей составлял 5,3%.
«Показатель 7,5% является достаточно существенным для текущего состояния рынка стрит-ретейла, так как в последние четыре года доля свободных площадей в центре Москвы планомерно снижалась», — отметила заместитель директора департамента стрит-ретейла Colliers International Лариса Еремина.
При этом если сравнить с кризисом 2014 года, то уровень вакантности был еще выше: 8,5–11,8%. Тогда бизнес тоже оптимизировал неэффективные площади, которые впоследствии активно занимали продуктовые сети, фастфуд и рестораны.
Динамика доли свободных площадей в торговых коридорах Москвы, %
Источник: Colliers International
Рост доли свободных помещений был зафиксирован на центральных торговых улицах (8,3% против 4,2% в первом полугодии 2019 года), на Бульварном кольце (8,3% против 6,6% в первом полугодии 2019 года) и на Патриарших прудах (6,3% против 6,1% в первом полугодии 2019 года). На Садовом кольце и на пешеходных улицах уровень вакантности за год снизился на 0,9 п.п. и 0,8 п.п. соответственно по сравнению с концом июня 2019 года.
Увеличение вакантности произошло за счет закрытия магазинов, которые были неэффективными или не смогли пережить форс-мажорные обстоятельства. Отделения банков из-за перевода услуг в онлайн также сократили свое присутствие в центральных локациях.
Помимо магазинов, закрывались точки общественного питания, которые в период самоизоляции могли работать только навынос. По данным Colliers International, в центральных коридорах Москвы на заведения общественного питания пришлось 42% от общего количества всех закрытий во втором квартале 2020 года, 12% закрытий — на сферу банков и финансовых услуг.
Ставки аренды
Увеличение уровня вакантности и появление нового числа свободных качественных помещений под общепит и магазины различных профилей сказалось на динамике ставок аренды: где-то они росли, где-то снижались. Так, во втором квартале 2020 года верхний диапазон ставок увеличился на Тверской (28%), Кузнецком Мосту (25%), Новом Арбате (9%), Арбате (2%) по сравнению с показателями первого квартала.
Нижний диапазон, напротив, снизился в Столешниковом переулке (10%), на Тверской (9%), Петровке (24%), Мясницкой (28%), Новом Арбате (18%), Арбате (13%). Такое увеличение/снижение связано в первую очередь с появлением на рынке новых предложений, как дорогостоящих, так и, наоборот, доступных.
Прогноз
Согласно прогнозам, восстановление произойдет быстрее в центре Москвы — на пешеходных улицах, на Патриарших прудах и центральных торговых улицах. Центры деловой активности и культурного отдыха останутся прежними, люди будут постепенно возвращаться к привычному им образу жизни и в любимые места.
«Сейчас мы наблюдаем, что многие компании продолжают частично сокращать свои сети, поэтому до конца года уровень вакантности может увеличиться. И во многом это зависит от того, будет ли вторая волна пандемии», — добавила Лариса Еремина.
Также произойдет смена профилей арендаторов: будет расти число продуктовых магазинов, аптек, которые наименее пострадали в текущей ситуации, а также партнерских проектов различных ретейлеров.
При этом уже сейчас большинство участников рынка начинают адаптироваться к новым реалиям. «В результате ретейлеры смогут постепенно вернуться к планам развития. Помимо этого, освобождаемые площади станут занимать продуктовые сети и общепит», — считают аналитики.
Количество новых международных брендов будет ограничено в стрит-ретейле, но рынок останется динамичным, чему поспособствует развитие новых концепций существующими на рынке ретейлерами и наличием помещений, предлагаемых на привлекательных условиях.