Аналитики предсказали двукратный рост гастропространств в Москве
В ближайшие два года совокупная площадь фуд-холлов в Москве может вырасти вдвое, говорится в исследовании аналитиков Colliers (есть у редакции).
По оценкам Colliers, объем существующих фуд-холлов составляет около 62-64 тыс. кв. м. В 2021 году было открыто всего 5,1 тыс. кв. м таких пространств. Однако в ближайшие два года рынок может увеличиться в два раза. «В 2022–2023 годах инвесторами заявлено открытие еще порядка 65 тыс. кв. м новых фуд-холл-проектов в Москве. В случае реализации этих планов столичный рынок гастропространств удвоится», — говорится в исследовании. По данным аналитиков, на 2022 год запланировано открытие 17,8 тыс. кв. м таких пространств. Основной объем новых открытий намечен на 2023 год — 46,8 тыс. кв. м.
Рынок фуд-холлов в Москве продолжает развиваться после ковидных ограничений, которые тормозили процесс последние два года, отмечает директор департамента торговой недвижимости Colliers Борис Маца. Самый большой объем ввода фуд-холлов за всю историю развития подобного формата был зафиксирован в 2019 году — тогда в столице открылось более 31 тыс. кв. м. С наступлением пандемии открытие новых фуд-холлов сократилось, некоторые проекты были вынуждены закрыться. По оценкам Colliers, совокупная площадь закрытий в 2020–2021 годах составила 10–15% от общего объема рынка фуд-холлов Москвы.
«В целом развитие московского рынка фуд-холлов — это логичный следующий шаг в развитии общепита в целом. С одной стороны, это возможность привлечь внимание потребителя к разным кухням и новым впечатлениям и задержать его в проекте. С другой стороны, это альтернатива привычным фуд-кортам, более продвинутая, интересная и направленная на расширение гастрономического опыта», — отметил Борис Маца.
За счет этого фуд-холл становится неким якорем и полноценным игроком торгового пространства, если находится в ТЦ, или является отдельной точкой притяжения горожан и туристов — как ДЕПО, приводит пример эксперт. «Не каждая локация станет успешной, какие-то площадки будут, возможно, закрываться, но в целом экспансия такого формата — естественный процесс, через который проходят многие мегаполисы», — заключил он.
Разница между фуд-кортом, фуд-маркетом и фуд-холлом
Под фуд-маркетами в Colliers понимают пространства, объединяющие продуктовый ретейл и общепит. При этом продуктовый ретейл представлен либо монооператором, либо множеством продавцов — по сути, это рынок.
В составе фуд-холлов (гастропространств) розничный ретейл не представлен или представлен в очень ограниченном количестве. Состав операторов food&beverage (F&B, общепит) может быть дополнен небольшим количеством торговых точек, где продаются деликатесы: сыры, шоколад, вино, а также непрофильные товары — цветы, косметика, табак и прочее.
Фуд-корты (ресторанные дворики) — неотъемлемая составляющая любого ТЦ, обычно они представлены стандартным пулом сетевых операторов. В отличие от них фуд-холлы, скорее, воспринимаются посетителями не местом быстрого приема пищи, а развлечением, местом поиска новых впечатлений и ощущений.
В конце 2021 года стало известно об открытии крупного фуд-молла рядом с площадью трех вокзалов в Москве. Гастроквартал «Депо Три вокзала» разместится в зданиях 2-го троллейбусного парка, ключевым элементом пространства станет фуд-молл на 8 тыс. «квадратов».