На каких торговых улицах Москвы опустело больше всего магазинов
По итогам 2022 года самый заметный рост доли пустующих помещений ретейла был зафиксировал на пешеходных улицах Москвы. На свободные помещения здесь пришлось 18,7%, что на 6,8 п.п. больше, чем в 2021 году. Сильнее всего вакансия выросла на Кузнецком Мосту — на 29,3 п.п., до 48,6%, говорится в исследовании аналитиков консалтинговой компании NFGroup (есть у редакции).
Увеличение доли пустующих помещений на Кузнецком Мосту эксперты объясняют уходом иностранных брендов: улица была востребована у международных операторов для размещения флагманских магазинов. На остальных торговых коридорах уход зарубежных игроков сказался менее заметно, подчеркивают аналитики.
Помимо Кузнецкого Моста, рост вакансии среди пешеходных улиц Москвы был отмечен на Никольской улице (+5,7 п.п. за год), Арбате (+1,2 п.п.), а также в Большом Толмачевском переулке (+34,9 п.п.) и Садовническом проезде (+ 52,1 п.п.). Последние две локации непоказательны, поскольку представляют собой непротяженные улочки, где одно закрытие может повлечь резкий рост вакансии, подчеркивают аналитики.
Восстановление спроса наблюдалось в Столешниковом переулке — к концу прошлого года доля свободных помещений здесь сократилась на 2,2 п.п. и составила 4,5%. Вакансия уменьшилась и в Камергерском переулке — на 4,8 п.п., но показатель все равно остался достаточно высоким — 19,6%.
Самое значительное увеличение вакансии среди непешеходных центральных торговых коридоров в прошлом году аналитики отметили на Тверской улице — 26,1% (+6,7 п.п. за год). Это связано в том числе с уходом иностранных брендов — например, здесь закрылся флагманский проект H&M.
В остальных торговых коридорах доля пустующих помещений, наоборот, сокращалась. На крупных магистралях отмечено снижение на 2,4 п.п., до 15,2%. Среди транспортно-пешеходных торговых коридоров Москвы снижение зафиксировано на Бульварном кольце (-2,8 п.п., до 10,3%) и в центральных торговых коридорах (-0,3 п.п., до 14,6%). Незначительное увеличение показателя зафиксировано на Садовом кольце (+0,1 п.п., до 13,8%).
Всего по итогам 2022 года доля незанятых площадей на рынке стрит-ретейла Москвы составила 14,8%, за год снизившись на 0,3 п.п. Удержать вакансию удалось благодаря замещению ушедших арендаторов новыми. По данным NF Group, в прошлом году на столичном рынке стрит-ретейла открылось 18 магазинов российских брендов и один белорусский. Это более чем в два раза превышает показатель 2021 года (восемь локальных брендов).
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла NF Group:
— В начале 2022 года игроки были готовы к активному восстановлению рынка стрит-ретейла после пандемии, однако геополитическая ситуация внесла свои коррективы. Несмотря на уход международных операторов ввиду сложившейся внешнеполитической ситуации, для новых и уже присутствующих на рынке брендов и компаний из стран-партнеров появилась возможность заявить о себе на центральных улицах столицы — об этом говорит число открытий локальных игроков в ключевых локациях в 2022 году. Также стоит отметить активный спрос со стороны предприятий общественного питания различных форматов — это позволяет нам прогнозировать дальнейшую положительную динамику на рынке
Динамика вакансии в стрит-ретейле за 2021–2022 годы