Большие, классические и необычные: какие дома сложно продать в 2025 году

На рынке загородной недвижимости есть немало домов, которые не продаются долгие годы. Причины часто кроются в ошибках архитектуры, дизайна, устаревших планировках или отсутствии современных коммуникаций.
Эксперты рассказали, какие дома будет сложнее всего продать в 2025 году и как можно исправить ситуацию.
Устаревшая классика
Морально устаревшие коттеджи 1990-х — начала 2000-х годов постройки продать будет непросто, утверждают эксперты. Они конструктивно и планировочно неинтересны покупателям, а материалы их строительства и отделки, как правило, устаревшие, говорит руководитель загородного отделения «Миэль» «Сущевский» Татьяна Ананьева. Она отметила, что зачастую подобные объекты требуют капитального ремонта, что невыгодно для приобретателей.
«Дом в стиле «дорогой дворец» с колоннами, лепниной, золотыми карнизами и камином в два этажа сложно адаптировать под современный образ жизни и тем более перепродать. Мы видим, как на рынке постепенно исчезает спрос на дома с кричащим декором и чрезмерной помпезностью. Сейчас ценится эстетика высокого качества и баланса — где нет визуального шума и каждый элемент имеет архитектурное основание. Золото и колонны могут впечатлить, но в продаже превращаются в утяжеление», — пояснил основатель международного бюро Studia 54 Станислав Клюев.
Кричащий дизайн и визуальный конфликт
Некоторые дизайнерские решения, изначально кажущиеся изысканными и необычными, также могут отпугнуть покупателя. «Например, экстремальные стилистические решения — чрезмерный минимализм или жесткий хай-тек — иногда создают атмосферу, в которой трудно почувствовать домашний уют. Особенно если в интерьере используется множество металла и стекла, но при этом отсутствует мягкость и теплота материалов. Для большинства людей важно, чтобы дом был не только красивым, но и комфортным», — отметил Клюев.
Бывает, что внешний вид дома не имеет ничего общего с тем, что внутри. Снаружи — минималистичный куб, внутри — смесь барокко и классики, отметил архитектор. Такие резкие несостыковки, по его мнению, вызывают у покупателя ощущение дискомфорта и недоверия. «Роскошный коттедж в стиле итальянской виллы в сосновом лесу Подмосковья — пример визуального абсурда. Дизайн, не вписанный в окружение, вызывает у покупателей отторжение: дом должен жить вместе с ландшафтом», — уточнил глава Studia 54.
Очень старый ремонт и отсутствие коммуникаций
Дома, находящиеся в плохом состоянии, также практически всегда зависают на рынке. Проблемы с фундаментом, крышей, окнами и отопительной системой делают дом неликвидным, отметила руководитель департамента городской и загородной недвижимости компании «НДВ Супермаркет Недвижимости» Елена Мищенко. По ее словам, мало кто захочет вкладывать дополнительно сотни тысяч рублей в капитальный ремонт всего дома. Даже если цена кажется привлекательной, многие покупатели предпочтут потратить чуть больше денег, чтобы приобрести дом в хорошем состоянии, говорит эксперт.
Также для большинства покупателей первостепенную роль играет наличие коммуникаций, таких как электричество, водоснабжение и газ. «Если объект не газифицирован, даже при условии, что покупатель не планирует использовать газ на постоянной основе, интерес к нему снижается. В 90% случаев отсутствие необходимых коммуникаций для комфортного проживания становится причиной отказа от покупки дома», — отметила Елена Мищенко.
Несовременные планировки и большие площади
В 2025 году будет также проблематично продать коттедж большой площади. «Здесь речь идет о домах размером от 300 кв. м. Раньше они, как правило, строились в два этажа и выше. Однако сейчас двухэтажные дома покупают около 30% клиентов, а трехэтажные и выше практически не востребованы. В 2025 году наиболее популярны одноэтажные дома площадью от 100 до 200 кв. м. Они отличаются эргономичной планировкой в формате кухня-столовая-гостиная, наличием мастер-спальни и как минимум двумя санузлами», — говорит руководитель загородного отделения «Миэль» «Сущевский».
Ликвидность объекта также снижают некомфортные планировки: сложные переходы, глухие комнаты, отсутствие гибкости в организации пространства. Сегодня востребованы дома, которые легко адаптируются под разные жизненные сценарии. «Люди хотят, чтобы в одном пространстве можно было и встречать гостей, и проводить деловые переговоры, и отдыхать. Поэтому открытые планировки, правильные акценты света и приватные зоны стали ключевыми элементами при проектировании домов», — отметил Клюев.
Как исправить ситуацию
Если в загородном доме есть недостатки, которые затягивают его продажу, продавцу необходимо сбрасывать цену, единогласно утверждают эксперты. На дом в плохом состоянии, где требуется капитальный ремонт, скидка может начинаться от 15%, говорит Мищенко. «Такую же скидку стоит сделать на дома в неудачной локации, например у дороги, или морально устаревшие здания. Мы рекомендуем корректировку цен с учетом нюансов и разные варианты продажи: дом под снос, продажа участка», — отметила руководитель загородного направления Kalinka Ecosystem Олеся Евсеева.
Также, чтобы выгодно продать дом, продавцу желательно сделать небольшой косметический ремонт. «Покрасьте стены, обновите полы, замените устаревшие светильники и сантехнику. Приведите в порядок участок вокруг дома. Подстригите газон, посадите цветы, удалите сорняки и сухостой. Установите освещение вдоль дорожек и возле входа в дом. Это придаст дому свежий и ухоженный вид, даже если его дизайн или расположение не самые удачные», — резюмировала руководитель департамента городской и загородной недвижимости «НДВ».
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»