Аналитики оценили объем сделок с помещениями стрит-ретейла в новостройках

Рынок нежилых помещений на первых этажах в новостройках под размещение магазинов, кафе и услуг Москвы можно сравнить по объемам ввода с рынком коммерческой недвижимости — торговыми центрами и офисами. Совокупный ежегодный объем ввода коммерческой недвижимости на первых этажах в новостройках Москвы (включая Новую Москву) составляет 500–600 тыс. кв. м. Такие данные впервые были представлены консалтинговой компанией RRG на форуме торговой недвижимости MALLPIC в Сочи.
«По объему ввода помещения под коммерцию на первых этажах в новостройках столицы оказались больше в разы торговых центров, а также больше ввода офисной недвижимости в последние годы за исключением 2024 года. Объем ввода помещений стрит-ретейла превышал совокупный объем ввода этих двух сегментов в 2021–2023 годах, по сути, являясь основным сегментом коммерческой недвижимости», — пояснил «РБК Недвижимости» управляющий партнер RRG Денис Колокольников.
Для сравнения: по данным консалтинговой компании IBC Real Еstate, в 2024 году в столице ввели более 123 тыс. кв. м арендопригодных площадей в ТЦ, что превышает объем ввода 2023 года на 124%. По итогам 2024 года в эксплуатацию было введено 567 тыс. кв. м офисных площадей, что в два раза выше результата за 2023 год.
Как считали
Данные о сделках в помещениях под коммерцию в новостройках аналитиками RRG агрегированы из статистики «Дом.РФ», очищены от других нежилых помещений, которые не являются торговыми объектами. Доля помещений под торговлю, кафе и услуги рассчитана на основе проектных деклараций застройщиков, размещенных в ЕИСЖС.
Объем продаж помещений стрит-ретейла в новостройках уже несколько лет держится на стабильно высоком уровне. В 2023–2024 годах продажи сохранялись на стабильном уровне — 461 тыс. кв. м и 444 тыс. кв. м соответственно. По оценке RRG, в 2021 году проданы рекордные 559 тыс. кв. м, после чего было снижение продаж в 2022 году до 369 тыс. кв. м.
В компании RRG отмечают, что в столице растет количество продаваемых помещений. При этом их средняя площадь снижается. Если в 2021 году было продано 3,2 тыс. помещений средней площадью 172 кв. м, то в 2024-м — 3,9 тыс. помещений средней площадью 113 кв. м.
Генеральный директор SimpleEstate Никита Корниенко отмечает, что сокращение площади лотов логично в стратегии застройщиков — чем меньше лот, тем он ликвиднее, тем большее количество людей может себе позволить его купить. «Сейчас застройщики продают коммерцию не профессиональным игрокам, как раньше, а обычным частным инвесторам, у которых часто бюджет 10–20–30 млн руб. И застройщики делают продукт для них — небольшие помещения на 40–70 кв. м, подходящие многим арендаторам, которые могут себе позволить частные инвесторы и которые можно продавать по высоким ценам», — отмечает эксперт.
По оценке RRG, на основании анализа проектных деклараций застройщиков, размещенных в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), доля площади коммерческих помещений на первых этажах строящихся жилых комплексов от площади квартир в Москве (включая Новую Москву) составляет 7–8%.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»