Переезд Госдумы в Мневники отложили по эстетическим соображениям
Ни этот, ни следующий созыв Госдумы нового здания Парламентского центра, вероятнее всего, не увидит. «Идея построить здание к 2018–2019 годам в данной экономической ситуации утопична», — говорит Евгений Бушмин, заместитель председателя Совета Федерации, член межведомственной рабочей группы по проектированию и строительству Парламентского центра. «Даже если сейчас будет выбран проект, еще год потребуется на то, чтобы его доработать, еще лет пять уйдет на стройку, новое здание парламентарии увидят к 2021–2022 годам», — прогнозирует председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов. Строительство гигантского здания (общая площадь комплекса должна составить 345 тыс. кв. м, максимальная высота — 75 м) нового парламента будет нехорошо выглядеть во время кризиса, добавляет источник в аппарате Госдумы.
Ладья или стена
Ранее парламентарии собирались начать строительство в конце 2015 года, а в 2018 или 2019 году уже въехать в новое здание в районе Хорошево-Мневники. Срыв сроков связан не только с кризисом, но и с «эстетическими разногласиями» в парламенте, рассказывает источник, близкий к комиссии по возведению зданий центра. К концу 2015 года стало понятно, что переговоры парламентариев и Управделами по проекту строительства здания в Нижних Мневниках зашли в тупик: члены парламентской комиссии (в нее в основном входят депутаты) и межведомственной рабочей группы (в нее входят сотрудники Управделами, ФСО, Совета Федерации) не смогли определиться даже с архитектурной концепцией и схемой финансирования. Окончательное решение по проекту здания, срокам строительства и фигуре инвестора может быть принято на совещании у президента, надеется член парламентской комиссии. По словам другого депутата, о согласительном совещании у Путина на одном из заседаний Совбеза в декабре попросили глава Управделами Александр Колпаков, Совета Федерации Валентина Матвиенко и Госдумы Сергей Нарышкин. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал РБК, что совещаний о Парламентском центре у президента на данный момент не запланировано.
Сложности у проекта появились уже на этапе рисунка, результаты конкурса на архитектурную концепцию отменялись дважды — то депутатов и сенаторов смущали размеры зданий, то количество стекла, то отсутствие индивидуальности. В финальную часть второго конкурса вышло четыре проекта, которые так и не стали публичными. Парламентарии в разговоре с РБК их описывают так: «стеклянная стена» (архитектурное бюро Владимира Колосницына), «дворец XIX века» («Стройгазкомплект» Ланфранко Чирилло), «ладья-корабль, на которой стоят два куба» (ТПО«Резерв» Владимира Плоткина) и «сталинская высотка» («Евгений Герасимов и партнеры»).
«Обсуждений, споров по поводу предложенных ранее вариантов было немало, ни один из проектов не вызвал единодушного одобрения», — передала через пресс-службу председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Больше всех голосов набрала на последнем этапе ладья — девять голосов комиссии из двадцати, на втором месте оказалась стеклянная стена — шесть голосов», — утверждает Бушмин. Сам он на стороне дворца, поскольку, по его мнению, «стеклянная стена» по климату больше подходит Италии, а «ладья» устареет через десять лет.
Главные разногласия еще впереди, считает источник, близкий к парламентской комиссии. «Пока речь идет только о «картинке», но даже по ней парламентарии не могут договориться. Страшно подумать что начнется, когда дойдет до проекта и придет время выбирать, какие места получат фракции», — говорит он.
Под ключ
Еще одна проблема, которая не дает перейти от слов к делу, — это условия компенсации затрат для инвестора, распоряжение правительства по этому вопросу до сих пор не подготовлено. Строительство планировалось организовать путем обмена: инвестор строит новый Парламентской центр для двух палат в Мневниковской пойме, а взамен получает три существующих здания недалеко от Кремля — на Охотном Ряду, расположенный за ним корпус в Георгиевском переулке (площадь двух корпусов 75,3 тыс. кв. м), а также здание Совета Федерации на Большой Дмитровке (площадью 30,2 тыс. кв. м). Глава парламентской комиссии Владимир Ресин отмечал, что переговоры ведутся только с одним инвестором — владельцем группы БИН Михаилом Гуцериевым. Гуцериев не скрывал, что все это планирует снести, построив на месте Госдумы гостиницу или торговый центр, а на месте Совета Федерации — жилье. «Обсуждается, чтобы инвестор построил новый Парламентский центр под ключ, то есть он вкладывается не только в пустую коробку здания, но и во всю начинку», — описывал схему в начале декабря Ресин. «Только после того как парламентарии заедут в новое здание, освобождаются текущие, которые и передаются инвестору», — объясняет он.
Стороны не могут договориться об условиях и схемах передачи зданий Госдумы и Совета Федерации, рассказывают несколько депутатов. Источник в окружении Гуцериева рассказывал РБК несколько месяцев назад, что особый взгляд на ситуацию был у главы Управделами, бывшего высокопоставленного чиновника ФСО Александра Колпакова. Позиция Колпакова заключается в том, рассказывал собеседник РБК, что передавать построенное на месте старой Думы на баланс инвестора не стоит: надо оставить все здания на балансе Управделами, а с инвесторами рассчитаться как-то по-другому. Инвестора такая схема категорически не устраивает, замечал он. Депутат Госдумы, входящий в парламентскую комиссию, подтверждает, что Управделами не хочет снимать со своего баланса здания, занимаемые парламентариями. «Получить старые здания в принципе юридически сложно, Гуцериев хочет четко понимать, что получит в итоге», — добавляет он.
Елизавета Сурначева, Елизавета Антонова, Светлана Бочарова (РБК)