Кризис арендаторов: почему новые торговые центры открываются полупустыми
Средний показатель пустующих площадей в торговых центрах Москвы по итогам первого квартала составил 11% — это 560 тыс. кв. м GLA (арендопригодных площадей), подсчитали специалисты брокерской и консалтинговой компании «Магазин магазинов». До конца года они прогнозируют рост уровня незаполненных помещений в ТЦ столицы до 12–14%.
При этом многие из введенных за последний год торговых центров стоят полупустыми. «В среднем около половины площадей в торговых центрах, которые открывались с начала 2014 года, на момент ввода в эксплуатацию не работают, — говорится в аналитическом обзоре «Магазина магазинов». — Показатель, который с трудом воспринимался в середине 2014 года, из-за турбулентности на розничном рынке сейчас стал практически нормой». Если раньше в прогнозах девелоперов на момент открытия торговых центров арендаторы должны были занимать минимум 80–90%, то сейчас планка снижена до 60–70%.
Уровень пустующих помещений на момент ввода в эксплуатацию в некоторых комплексах достигает 94%, как в ТЦ Columbus. Хотя есть центры, где незаполненными при открытии оставалось не так много площадей. В частности, ТЦ «Весна», где пустовало всего 8% магазинов.
Впрочем, в условиях кризиса, по мнению консультантов, более актуальным индикатором относительных успехов торгового центра является динамика его заполняемости. «Почти все центры открываются с большой долей неработающих магазинов, — поясняет руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов» Андрей Васюткин. — На наш взгляд, важно оценивать и то, насколько быстро в этих объектах открываются точки уже после открытия. В одних торговых центрах, к примеру Columbus, арендаторы довольно быстро начинают открывать свои точки, а в других, как «Мозаика», не проявляют особой активности».
ТЦ Columbus стал абсолютным лидером по скорости поглощения площадей — за полтора месяца после открытия новые арендаторы заняли 38,6 тыс. кв. м. В марте доля пустующих площадей в ТЦ составляла уже 67%. Хорошую динамику, по данным «Магазина магазинов», продемонстрировали ТРЦ «Авиапарк» и Vegas Crocus City.
Торговые центры, открытые в Москве с 2014 года
Название объекта |
GBA, кв.м |
GLA, кв.м |
Девелопер |
Дата ввода |
---|---|---|---|---|
Авиапарк |
390 000 |
230 000 |
AMMA Development |
Q4 2014 |
Columbus |
277 000 |
140 000 |
МИРС |
Q1 2015 |
Vegas Crocus City |
285 000 |
112 500 |
Crocus International |
Q2 2014 |
Мозаика |
134 000 |
67 000 |
«ОСТ-групп» |
Q4 2014 |
Кунцево Плаза |
114 300 |
63 600 |
Enka |
Q1 2015 |
Весна |
126 000 |
56 000 |
Central Properties |
Q2 2014 |
Гудзон |
120 000 |
56 000 |
IMMOFINANZ Group |
Q1 2014 |
Твой дом |
60 000 |
40 000 |
Crocus Group |
Q4 2014 |
Центральный Детский Магазин на Лубянке |
60 500 |
35 200 |
«Галс Девелопмент» |
Q1 2015 |
Водный |
50 000 |
32 200 |
MR Group |
Q3 2014 |
Браво |
24 000 |
21 000 |
«Дарья-СТ» |
Q4 2014 |
Москворечье |
30 000 |
16 500 |
«Гарант-Инвест» |
Q1 2014 |
Outlet Village Belaya Dacha, 2-я очередь |
16 000 |
13 000 |
Hines |
Q4 2014 |
Отрада, 3-я очередь |
14 600 |
11 500 |
«Эльт» |
Q2 2014 |
Алфавит |
14 400 |
11 000 |
Кристина НВН |
Q3 2014 |
ОранжПарк |
16 500 |
10 300 |
City & Malls PFM |
Q4 2014 |
МЦ |
9 255 |
6 400 |
«Союз» |
Q2 2014 |
В течение первого квартала 2015 года в Москве открылись три торговых центра совокупной арендопригодной площадью (GLA) 238,8 тыс. кв. м:
Это рекордный ввод первых кварталов всех предыдущих лет. Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями на конец марта составил 421 кв. м на 1000 жителей. Для сравнения, в конце 2014 года показатель равнялся 400 кв.м на 1000 человек. |
Магазины «у дома»
На популярность торговых центров косвенное влияние оказывает рост популярности магазинов шаговой доступности, которые активно открываются в Москве сетевыми ретейлерами. Это приводит к частичному оттоку покупателей от крупных гипермаркетов, которые являются якорными арендаторами в торговых центрах.
По данным международной консалтинговой компании Knight Frank, за последние десять лет число продуктовых сетей на рынке Москвы выросло с 21 до 48. Общее количество сетевых продуктовых магазинов за рассматриваемый период увеличилось в 3,2 раза и на 1 апреля 2015 года составило более 2,1 тыс. Совокупная торговая площадь превышает 2,3 млн кв. м. В среднем в Москве на 1 кв. м торговых площадей приходится порядка 5 жителей, для сравнения: в 2005 году на 1 кв. м приходилось 9 человек.
Наибольший рост по числу магазинов показали сети «Пятерочка», «Дикси» и «Магнит». Кроме того, за прошедшее десятилетие появились новые форматы продуктовых магазинов. В частности, торговые операторы стали большее внимание уделять развитию магазинов малых форматов, а также «дискаунтерам».
Так, X5 Retail Group активно развивает магазины шаговой доступности «Перекресток Экспресс» и дискаунтеры «Пятерочка», французский ретейлер «Ашан» — сеть дискаунтеров «Атак». Рынок пополнился новыми сетями, среди них присутствуют как международные, так и региональные российские операторы. Региональные сети представлены такими супермаркетами, как «Бахетле» (Татарстан), «Магнит» (Краснодарский край), «О’КЕЙ» (Санкт-Петербург), «Лента» (Санкт-Петербург) и др. Среди международных операторов — Globus и Selgros Cash&Carry.
Как говорит директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько, у разных форматов продуктового ретейла еще большой потенциал для развития. «Многие районы столицы, особенно периферийные, где ведется массовая жилая застройка, все еще плохо обеспечены продуктовыми магазинами», — считает она.
Владимир Миронов