Синдром разочарованного продавца: в Подмосковье стали реже покупать дачи
За первые пять месяцев 2017 года на вторичном рынке загородного жилья в Подмосковье было заключено на 15% меньше сделок, чем за тот же период 2016-го. Об этом говорится в пресс-релизе аналитического центра «Инком-Недвижимости», поступившем в редакцию.
Виной уменьшения количества сделок с загородной недвижимостью риелторы называют падение платежеспособного спроса, а также «заболачивание» рынка неликвидным товаром: по оценкам аналитиков «Инкома», такового насчитывается до 80%.
Об уменьшении спроса свидетельствует также увеличение срока продажи объекта недвижимости. По данным «Инкома», средний срок экспозиции объекта на вторичном рынке сейчас составляет четыре — шесть месяцев, однако для лотов с низкими качественными характеристиками он может увеличиваться до нескольких лет.
При этом хорошим показателем считается, если недвижимость продается в течение трех-четырех месяцев. «Мы наблюдаем, как на «загородке» развивается синдром разочарованного продавца — понятие, которое было введено нами на городском вторичном рынке. Люди выставляют свои объекты по завышенной стоимости, отсутствие просмотров заставляет их немного уменьшить ценник, но это тоже не является гарантией успеха. В итоге лот либо приобретается с большой скидкой, либо, что более вероятно, снимается с продажи», — рассказал руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимости» Дмитрий Таганов.
При этом в большинстве сделок по-прежнему присутствует торг. В экономклассе можно рассчитывать на скидку 10–15%, в бизнесе — 15–25%, а на некоторые лоты премиального сегмента дисконт может достигать 30–40%, отмечается в пресс-релизе. Примечательно, что размер скидок возрос за год почти в два раза, однако в условиях тотальной переоцененности представленных на вторичном рынке объектов даже такая мера не всегда оказывается эффективной.
Цена коттеджа в Подмосковье, по данным «Инком-Недвижимости», составляет в среднем 11,4 млн руб., дачи — 7 млн руб., таунхауса или дуплекса — 6,2 млн руб. Средняя стоимость предложения участка без подряда (УБП) равна 0,7 млн руб. Почти во всех форматах наблюдается отрицательная ценовая динамика: так, за последний месяц коттеджи стали дешевле на 3,8%, дачи — на 11,4%, УБП — на четверть, и только ценник на блокированные дома не изменился.
При этом любители дачного отдыха отдают предпочтение домам современной постройки по цене до 3 млн руб., покупатели коттеджей чаще останавливаются на меблированных объектах стоимостью не выше 6 млн руб., сторонники таунхаусов — на лотах с ценой до 5 млн руб. Те, кто покупает земельные участки, делают выбор в пользу вариантов с коммуникациями и ценником до 1,5 млн руб., игнорируя низкокачественные лоты по бросовым ценам. «Цены на «вторичке» хоть и снижаются, но все равно остаются неоправданно высокими. В такой ситуации люди более склонны занимать выжидательную позицию — к примеру, арендовать дачу или поехать на море, чем переплачивать за загородный дом», — отметил Таганов.
Наибольшей популярностью у покупателей пользуются дачи — на них приходится 44% реализованного спроса. Далее следуют коттеджи (25% покупок) и участки без подряда (21% сделок). Таунхаусы и дуплексы выбирают в 10% случаев, уточняется в пресс-релизе.