Сетевой метод: как создать многопрофильное агентство недвижимости
Агентство недвижимости в классическом понимании сегодня все менее актуально: для того чтобы быть успешным в 2020 году, необходимо диверсифицировать бизнес, подстраивать его под нужды клиента и — куда важнее — предугадывать их, уверен руководитель компании «Этажи» Ильдар Хусаинов. Агентство, основанное им 20 лет назад в Тюмени, поначалу занималось только арендой и продажей жилой и коммерческой недвижимости. Однако уже в конце нулевых стало понятно, что для выхода на более широкий рынок — сначала московский, затем зарубежный — требуется комплексный подход.
Сегодня компания работает не только как агентство недвижимости, но и активно развивает финансовые инструменты, например ипотечный, страховой брокеридж, а также организует переезды, оказывает онлайн-услуги. Доля компании на российском рынке составляет 8,5% (по собственной оценке). Риелторы, работающие с «Этажами», ежегодно заключают 120 тыс. сделок, при этом большая часть сотрудников (10 тыс. человек) — независимые агенты. «Для таких риелторов эффективность — не пустое слово. Все они заточены на то, чтобы иметь безупречную репутацию и рекомендации, заключать большее число сделок за меньший срок. В 2013 году мы начали работать с интернет-агрегаторами — тогда они еще конкурировали с газетами и, надо сказать, не всегда выигрывали у бумаги. Поначалу туда подавали объявления только самые продвинутые риелторы — их были единицы», — вспоминает Хусаинов.
С 2010 года газеты начали массово терять аудиторию, стало понятно, что будущее за интернет-площадками. Еще десять лет назад крупные агентства недвижимости не относились к этому инструменту всерьез, но уже через два-три года с основными площадками работали почти все сколько-нибудь заметные игроки. «С 2014 года мы стали централизованно выгружать объявления на «Авито Недвижимость».
Главная ценность этого агрегатора — уникальные объявления. Здесь количество дублей сведено к минимуму. Конечно, у каждой такой платформы есть главный ограничитель — стоимость размещения. У «Авито» она выше, чем в среднем по рынку, но мы понимаем ее ценность и эффективность таких инвестиций. Результаты, которые мы получаем, превосходят затраты на размещение», — отмечает Юлия Глубокова, эксперт по работе с агрегаторами компании «Этажи».
Сейчас «Этажи» выгружают на «Авито Недвижимость» больше 300 тыс. объявлений в год на сумму около 70 млн руб. Активнее всего этот инструмент работает в регионах, где долгое время не было конкуренции. Наибольшее число сделок совершается в Центральной России. В компании даже ввели специальный термин — авитозависимость, который означает обязательное присутствие агентства на данной площадке, в противном случае бизнес может встать. «У нас таких авитозависимых регионов около 12, другие площадки здесь тоже работают, но большинство сделок проходит именно через «Авито», таков выбор клиентов», — говорит руководитель «Этажей».
Сегодня, на фоне нового глобального кризиса в экономике, успех компании все больше будет зависеть не от финансовой прочности, а от правильной бизнес-модели. Агентство «Этажи», по признанию его основателя, получало рекордную прибыль именно в кризисные годы, когда удавалось перехватить клиентов у менее удачливых игроков. Стратегия компании на ближайший год — не увеличение доходов, а наращивание доли рынка. В этом году он, как ожидается, просядет на 10–15%, но, по мнению Ильдара Хусаинова, это можно легко нивелировать повышением качества управления и развитием дистанционных услуг, ориентированных на комфорт клиентов. Для этого агентство наращивает и совершенствует клиентские сервисы.
«Мы сейчас меняем структуру бизнес-процессов, еще больше усиливая акцент в сторону клиентоориентированности. Например, если раньше мы работали в выходные дни в дежурном режиме, с 10 до 17 часов, то после завершения карантинных мероприятий планируем с 10 до 20. Кроме того, мы развиваем дистанционное обслуживание. Клиенты не хотят ходить в офис — значит, мы приедем сами куда нужно. Раньше ипотечный брокер не допускал и мысли, что может пойти к клиенту, а сейчас это в порядке вещей. Покупателю нужно только выбрать квартиру и заехать туда, все остальное мы сделаем за него — от заполнения бумаг до стояния в очередях. Классическое агентство недвижимости этого обеспечить не может — нужна полная перестройка бизнеса. Кто правильно ее организует, тот и станет лидером рынка», — уверен Хусаинов.
Сегодня подразделения «Этажей» работают в 121 городе в семи странах (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Кыргызстан, Вьетнам). В планах компании на ближайшие два-три года — выход на европейский, китайский и американский рынки, где основным конкурентным преимуществом станет качество работы с партнерами и, главное, индивидуальный подход к клиентам.