Коллаборации архитекторов: как создается современная жилая архитектура
Уровень архитектурных проектов в России стремительно меняется. Москва ориентируется на лучшие образцы европейской архитектуры, регионы стараются соответствовать. Планка качества в каждом ценовом сегменте постоянно поднимается. Современную качественную архитектуру часто создают в коллаборации российских и западных архитекторов, урбанистов и ландшафтных дизайнеров.
Вместе с архитекторами и девелоперами рассказываем, как создается современная архитектура и что дают коллаборации российских и западных архитекторов.
Архитектурные традиции
Иностранные архитекторы традиционно работали на российском рынке. Много важных архитектурных объектов построили именно иностранцы — первые мастера приезжали еще при Дмитрии Донском, а дальше их становилось только больше. Иностранцы привозили в Россию передовые технологии и материалы, которые в дальнейшем использовались нашими архитекторами, отмечает архитектор, генеральный директор архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.
«Облик Санкт-Петербурга в разные годы создавали немец Андреас Шлютер, француз Жан-Батист Леблон, итальянцы Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли. Вместе с ними работали и российские архитекторы, перенимавшие опыт и привносившие свои идеи. Российские мастера тоже строили за рубежом — например, по проекту Александра Померанцева возведен храм Александра Невского в Софии, много зданий построили архитекторы, эмигрировавшие из России после революции», — говорит архитектор.
Коллаборации — общий тренд на рынке
Петр Кудрявцев, основатель компании Citymakers:
— Коллаборации сейчас — общий тренд на рынке недвижимости в мире, особенно когда речь идет о больших участках, смешанной функции и комплексных проектах. В последних особенно высоко значение мастер-плана, что ведет к необходимости подключения к проекту целой команды разнопрофильных специалистов — урбанистов, социологов, ландшафтных архитекторов, специалистов по транспорту и по устойчивому развитию. Устойчивое развитие, экологическая сертификация breeam- и leed-, оценка воздействия на экологию и социальную среду в российской практике пока не сформировались как обязательная часть концептуальной стадии проекта. Иностранные архитекторы, с которыми работает наше бюро, часто предлагают нам включить такие работы в стадии концепции и проектирования. Мы ждем, что эти практики станут точкой роста индустрии.
Зачем нужны иностранные архитекторы
При создании жилых кварталов российские девелоперы все чаще обращаются к опыту западных архитекторов. Согласно опросам девелоперской компании «Брусника», такие проекты пользуются спросом у покупателей.
Сегодня на российский рынок приходит много иностранных архитекторов, которых либо приводят иностранные застройщики, реализующие проекты в России, либо выбирают наши заказчики, считая, что иностранцы имеют преимущество над российскими специалистами, говорит Амир Идиатулин.
Консорциумы с иностранными студиями — это возможность вывести проекты на новый уровень. «Специалисты из разных стран обмениваются опытом и находят неочевидные решения. Работая с иностранцами, мы приобрели огромный опыт, многому научились, например, освоили социокультурное программирование территорий, режиссирование сценариев использования территорий, а чему-то сами научили иностранцев. Совместные проекты поднимают уровень архитектуры», — считает Идиатулин.
Сейчас наиболее распространенный способ привлечения к проекту иностранных бюро — это международный конкурс, где они могут сразу участвовать в связке с локальными архитекторами. «Как правило, иностранные бюро берут на себя разработку концептуального дизайна. Успех проекта во многом зависит от того, насколько локальная компания, адаптирующая эту концепцию, умеет качественно работать с материалом, который им предоставили иностранцы», — отмечает генеральный директор бюро Wowhaus Анна Ищенко.
Конкуренция девелоперов за покупателя, городских администраций за хайп и бюджеты приводят к запросу на более продуманные и качественные решения, считает основатель компании Citymakers Петр Кудрявцев. По его словам, рынок жилья в Европе и США развивается уже много десятков лет и иностранные архитекторы понимают постоянно растущие запросы требовательных покупателей — поэтому добавляют в проекты интересные сервисы и пространственные решения, которые сейчас популярны на западном рынке жилья.
Иностранные специалисты могут привнести новые идеи и решения, нетипичные для локальной повестки, а их участие используют в том числе как маркетинговый ход для повышения статуса проекта и увеличения продаж, отмечает Петр Кудрявцев.
«Коллаборация дает иностранцам возможность быстрого погружения в новый контекст, а нам — возможность сверить часы, понять, насколько те решения, которые мы предлагаем, соотносятся с международными трендами», — говорит генеральный директор бюро Wowhaus Анна Ищенко.
Преимущество совместного подхода к созданию проекта в другом видении в том, что оно развивает проект: возникают интересные дискуссии, основанные на совершенно разном опыте, отмечает архитектор, основатель бюро Arch (e) type Дарья Белякова. По ее словам, привлечение иностранных партнеров обогащает команду, но требует больших временных затрат на коммуникацию.
Москва и в целом Россия открыта иностранным архитекторам, их приглашают в многочисленные архитектурные конкурсы, в которых они участвуют наравне с российскими архитекторами. «Фактически во всех конкурсах есть хотя бы одна зарубежная компания. Но при этом есть конкурсы, где участвуют в основном иностранцы, там практически нет российских участников или их меньшинство», — говорит Дарья Белякова.
Как девелоперы работают с архитекторами
Для создания современной городской среды девелоперская компания «Брусника» (имеет своих архитекторов и проектировщиков) обращается к опыту зарубежных архитекторов, использует и адаптирует для России лучшие мировые практики. В компании отказались от практики приобретения готовых проектов. Европейское бюро может выступать соавтором архитектурного решения или консультантом по проектам, которые девелопер разрабатывает и реализует самостоятельно. Для формирования целостностной концепции компания создает рабочую группу с участием иностранного архбюро, в которой решения принимаются совместно.
«Работа с бюро — всегда про совместное участие в процессе и сопоставимый вклад с обеих сторон. Чаще всего европейское бюро разрабатывает архитектурные, а «Брусника» создает планировочные решения. Так мы наращиваем внутреннюю экспертизу. Развитие собственных архитектурных мастерских позволяет комплексно смотреть на продукт — от мастер-планов до рабочей документации», — поясняют в компании «Брусника».
«За годы работы сформировался пул партнеров из Европы, но видение продукта развивается, поэтому мы ищем и привлекаем архитекторов, чей подход нам близок и благодаря которым мы получаем новый опыт. Мы используем возможности для коллаборации с опытными архитектурными бюро, их опыт и насмотренность позволяют нам создавать кварталы, которые меняют города», — отмечают в пресс-службе девелопера.
Любую концепцию, предложенную иностранцами, нужно привязать к российским реалиям, считает Анна Ищенко. По словам руководителя проектов Citymakers Александра Зальцмана, иностранцы работают почти всегда с помощью российского проектировщика-адаптанта, который подключается в середине концепции. Начиная со стадии «проект», иностранное бюро чаще всего остается в роли консультанта.
Особенности совместной работы
Анна Ищенко, генеральный директор бюро Wowhaus:
— Обычно иностранный архитектор готовит архитектурную концепцию. Следующие этапы — разработка проектной, рабочей документации — это уже делает локальный архитектор, а автор концепции сопровождает процесс в качестве консультанта. Лучший способ сотрудничества — присоединение локального архитектора в самом начале процесса, чтобы принятые иностранным партнером решения впоследствии не перекраивались и сразу соответствовали российским реалиям. Но так происходит далеко не всегда. Очень часто у иностранного архитектора заказывают концепцию — и после того, как он все выполнил, начинают искать, кто ее дальше допроектирует и реализует. В итоге по разным уважительным причинам идея начинает трансформироваться, и хорошо, если с авторами концепции удается достичь консенсуса, что в целом тоже может быть достаточно сложно.
Обычно на начальной стадии проекта 90% работы выполняется иностранными архитекторами. С середины проекта подключаются локальные архитекторы, и соотношение становится 30% на 70%. Как правило, на этапе рабочей документации 100% работы выполняют местные члены консорциума.
Читайте также: