Модульные отели как ответ на вызов рынка
Строительство модульных отелей и глэмпингов заметно стимулирует развитие внутреннего туризма в России. Россияне больше путешествуют по стране, туры стали шире по концепции, к традиционным добавились этнографические, гастрономические, медицинские, спортивный экстрим. По локациям — сейчас задействован практически каждый регион, каждый край или область, от Балтики до Байкала, старается предложить рынку свой туристический продукт.
Главная причина резкого спроса на внутренний туризм — это, конечно, пандемия, затем выезд за рубеж усложнила общеполитическая ситуация, последующая девальвация рубля, как следствие, значительно подорожал выездной турпродукт. В это же время внутренний туризм получил мощную поддержку со стороны государства. В сумме эти условия и послужили почвой для бума туризма внутри страны.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), за девять месяцев 2023 года состоялось около 115 млн поездок, это на 18% больше по отношению к прошлому году. Для сравнения, еще в 2019 году цифра была на уровне 63 млн поездок, то есть в прошлом году показатель вырос практически в два раза. Ежегодный потенциал отрасли до 2030 года просматривается в 140 млн поездок. Если говорить о количестве туристов, то в 2022 году в роли путешественников выступило 68,5 млн человек, в 2023 году прогнозируемая цифра — около 70,5, то есть с ростом на уровне 5%.
Естественно, под такой запрос рынка нужны отели. Дефицит номерного фонда — один из главных сдерживающих факторов в сфере туризма, в этом мнении сходятся все эксперты. В отдельных локациях — как правило, на известных морских курортах (Анапа, Сочи) — спрос в летний сезон превышает предложение в два раза. В Москве и Подмосковье в летний сезон особенно востребованы отели в формате «все включено», практически всегда они имеют заполняемость 100%. За два года цены на такие отели взлетели примерно в два раза.
Модули, а также глэмпинги — это решение, направленное на покрытие спроса, они дают рынку быстрое предложение и насыщают спрос. Сильную потребность в таких объектах испытывают традиционные туристические регионы России, например Сочи, а также туристско-рекреационные зоны, которые постепенно осваиваются, — прежде всего Алтай, Мурманск, Камчатка, новые точки на карте Кавказа. И здесь возможность быстро возвести модульные конструкции там, где стандартный отель, скорее всего, не построить, просто неоценима.
Модули можно сдавать частично, запустить первую очередь, постепенно увеличивая количество юнитов — в общем, достраивать. Они заметно экономичнее, чем капитальные объекты. Минус тоже имеется — краткосрочная эксплуатация, много вопросов по размещению на земельных участках и классификации в целом. Не отработана документация со СНиПами, возникают вопросы с коммуникациями, звукопроницаемостью, отоплением. Очень часто нет центральной канализации, поэтому санзоны могут быть выведены за границы юнита. Но, похоже, инвестора сложности не смущают. Государство взялось поддерживать развитие модульных отелей, а значит, и инвесторов. Среди форм поддержки — субсидирование ставок для льготного кредитования, дополнительные условия по финансированию на инженерную инфраструктуру и так далее. Госпрограммы работают, и мы видим, что по стране появилось достаточное количество качественных модульных отелей.
Что касается окупаемости, то обычно инвесторский проект модульных отелей стартует от 50 млн руб., это минимум десять юнитов, но окупаемость у него будет слабее, чем, например, у проекта с объемом 30 или 50 юнитов. Стоимость юнита начинается от 3,5–5 млн руб. Окупаемость проектов такого типа при низкой конкуренции, которая на сегодня, конечно, наблюдается, пять — семь лет, подсчитали в ГК «Мантера-Групп».
Высокий социальный спрос на такой вид размещения в целом подтверждается тем, что сегодня в индустрию гостеприимства приходят инвесторы из других сфер промышленности, довольно далеких от туризма. Это связано с привлекательностью господдержки и неким ажиотажем вокруг гостичничного бизнеса.
С учетом софинансирования со стороны государства сегодня строить модульные отели и глэмпинги выгодно, однако заявок потенциальных инвесторов больше, чем возможностей у государства. Не все регионы могут обеспечить поддержку. Но такой инструмент действует, и он значительно ускоряет окупаемость.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»