Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Это вклад в историю города»
Интервью ,  
0 

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Это вклад в историю города»

Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Фото: пресс-служба Москомархитектуры)

В Москве появится небоскреб One. Архитектурную концепцию башни разработал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в соавторстве с архитектором и креативным директор бюро «Генпро» Дмитрием Суховым. Девелопером проекта выступает компания MR. Облик здания в стиле эмо-тек отсылает к ленте Мебиуса — фасад со сплошным витражным остеклением формирует замкнутую плоскость.

Беседуем с Сергеем Кузнецовым о значении нового знакового небоскреба для архитектуры Москвы.

— Первое, что удивляет при взгляде на One, — это форма. Почему вы выбрали именно такую конфигурацию? Есть ли у нее практическая цель или дело лишь в эстетике?

— Практическая цель такой формы — объединить два небоскреба. Для неподготовленного зрителя это, неверное, окажется неожиданностью, но с точки зрения конструктива и планировочной схемы это действительно не одна, а две башни, объединенные сверху переходом, где расположится самый высотный парк в Европе.

В первых версиях небоскреба, разработанных еще Сергеем Скуратовым, на существующей площадке в Сити пробовали спроектировать одну башню. Но она не соответствовала потребностям проекта, не позволяла воплотить все требуемые функции. Поиски решения привели к идее о том, что башен должно быть две. Далее задача свелась к тому, как из двух зданий сделать что-то необычное, а не избитый вариант с двумя объемами одной или разной высоты. Итоговое решение, которое мы долго искали, оказалось оптимальным.

Жилой небоскреб One
Жилой небоскреб One

— О какой функции идет речь? Что именно должны вместить две башни?

— One объединяет жилую, офисную и инфраструктурную составляющие.

— Форма и высота One повлияет на его внутренние пространства?

— Безусловно, сложная форма влияет на внутренние помещения. То же скручивание, например, не только визуальное: объемы повернуты, и они не совсем прямоугольные.

Значительная роль и у высоты небоскреба. Например, в Sky Garden будет организована современная система проветривания, так как открывание окна на высоте 338 м — чересчур сложная инженерная задача. Возможно, несколько элементов в ходе дальнейшей работы мы сделаем открывающимися, но в порядке исключения.

Стоит признать, что мы прошли долгий путь в поисках компромисса между замысловатостью формы и трудностями в ее исполнении. В начале эскизы содержали еще больше пластики, но ее пришлось немного «успокоить» ради функциональности, чтобы не превращать One в оторванный от жизни арт-объект.

Жилой небоскреб One
Жилой небоскреб One

— Сложные инженерные решения требуют крупных инвестиций. В чем смысл проектирования зданий, в которых все настолько сложно и дорого? Для девелопера значительно выгоднее построить небоскреб простой формы и быстрее на нем заработать.

— Все так. Если брать сухие цифры, то One — сложный для инвестора проект. Ровно это, на мой взгляд, лучше всего говорит в пользу девелопера. Инвестор прекрасно понимает, как сделать выгодное для себя соотношение площадей, но сознательно идет к более сложному решению, понимая, что это весомая инвестиция в город, в городскую среду и в его собственную репутацию. Я уверен, что это хорошо для бизнеса в целом — инвестировать не только в то, что принесет коммерческую выгоду, но в нечто более сложное и важное с точки зрения ценностей.

Такие проекты, как One, — это вклад в историю города, который останется надолго. Вспомните, что делал Антонио Гауди в Барселоне. Мы знаем, что промышленник и меценат Эусеби Гуэль инвестировал в творения Гауди, мы помним их обоих, но не потому, что они заработали на своих проектах, а потому, что оставили след в памяти поколений.

Человечество интуитивно понимает, что подобные здания важнее, чем заработок и эффективность в моменте. Этот проект нельзя оценивать обычными мерками эффективности, как простую прямоугольную башню, которая могла бы принести прибыль, но никогда не стала бы таким ярким событием для города. One — нечто большее.

Жилой небоскреб One
Жилой небоскреб One

— Какое место One займет в вашем портфолио как архитектора-практика? Можете ли вы назвать небоскреб своей главной работой?

— Искусство — это не спорт, в нем не ставят рекорды. Безусловно, проект очень важный, совершенно неординарный. С другой стороны, я счастлив от того, что могу быть автором нескольких объектов, которые можно охарактеризовать как единственные в своем роде. Мне профессионально повезло, я чувствую себя счастливым состоявшимся архитектором.

Оценивать, насколько One главная или не главная работа в моем портфолио, получится, когда проект завершится. Архитектура, в отличие от любого другого вида искусства, — очень протяженная история во времени, в деньгах и в количестве участников. Ни один предмет искусства не создается таким количеством людей, как архитектура.

Реализация One — это серьезный вклад в карьеру всех участников процесса без исключения. Ну а пока мы еще работаем над ним. Задайте мне этот же вопрос лет через пять.

Жилой небоскреб One
Жилой небоскреб One

— One повлияет на жизнь тех, кто его строил, а какая роль у него будет в жизни Москвы и ее горожан? Как в целом такое масштабное архитектурное творение может воздействовать на людей?

— На мой взгляд, влияние очень большое, потому что есть в городе то, что принадлежит всем. Есть архитектурные объекты, которые становятся частью идентичности каждого человека. Мы как бы присваиваем их, делаем их своими.

Я считаю, что появление таких проектов, как One, — это вклад в нашу общую любовь к городу, в патриотизм в значении неподдельной любви к месту, где ты живешь, к обществу, частью которого являешься. На мой взгляд, реализация таких проектов — это огромная инвестиция в ощущение, что мы вместе способны на что-то значительное, мы умеем строить вот так. В моем понимании это бесценно.

Жилой небоскреб One
Жилой небоскреб One

— Сверхвысокое здание с нестандартной формой — сейчас это тренд по всему миру. Как вам кажется, как долго тенденция возводить подобные проекты продлится и что придет ей на смену?

— С тем, что это мировой тренд, я соглашусь отчасти. Тенденция на поиск новой формы и на высоту существует, но разнится с точки зрения географии. Например, в Европе такого тренда нет, там никто не гонится за высотой и сложной формой. Зато он есть в Азии.

Я вижу, что самим архитекторам нравятся подобные эксперименты. Лучшие европейские мастера стали больше работать в других странах, потому что они едины в своих устремлениях — им хочется делать яркие заметные проекты. Великолепные голландцы работают на Ближнем Востоке, в Китае, реализуют свои амбиции там. Британское бюро Захи Хадид строит нестандартное не у себя на родине: комплекс The Opus изобретательной формы возведен не в Лондоне, а в Дубае.

В One мы попытались объединить оба тренда, сделать следующий шаг в гонке амбиций и международного творческого состязания. Я говорю про уникальность этого проекта потому, что задача действительно нетривиальная. Нельзя сказать, что она никак не решалась прежде. Есть, например, интересный проект в Сингапуре — небоскреб Marina Bay Sands из трех башен со своеобразной «палубой» сверху. Это пример, когда создаются знаковые объекты, которые становятся символом места. И мы с One идем на переднем крае мирового авангарда с этим проектом.

Жилой небоскреб One
Жилой небоскреб One

— Каким будет следующий шаг в мировой архитектуре?

— Я верю в великих предсказателей будущего, таких как Иван Леонидов. Большие архитекторы-авангардисты 1920–1930-х рисовали то, что сбывается в наши дни. Это архитектура в больших габаритах, сложной форме. Даже по современным меркам она выглядит свежо и интересно. Притом что мы все учились на этих проектах, они по-прежнему смотрятся остро, новаторски.

Мне кажется, в дальнейшем архитектура будет расширяться за счет технологически более сложных элементов. Я рассуждал об этом в своем проекте «Русское идеальное» для фестиваля «АрхСтояние»: речь об архитектуре, которая обладает атрибутами самолета, корабля, вообще техники, которая умеет плавать, летать, левитировать, складываться. Я ожидаю от архитектуры будущего именно таких явлений.

Главный архитектор Москвы спроектировал «русское идеальное»
Недвижимость
Проект главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова для фестиваля «Архстояние» — «Русское идеальное». (Рендер)

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В «Домклик» оценили рост стоимости платежа по ипотеке за восемь лет Деньги, 14:23
С осени на стройки в Москве будут пускать по биометрии Город, 13:51
Квартиры бизнес-класса в Москве за пять лет стали меньше на 22% Город, 12:40
Советский модернизм: стиль эпохи борьбы с архитектурными излишествами Дизайн, 12:03
5 неочевидных штрафов, которые может получить житель многоэтажки Жилье, 10:08
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Это вклад в историю города» Город, 09:12
Хуснуллин поручил губернаторам держать на контроле сдачу новостроек Жилье, 07 авг, 19:37
Выдача ипотеки в июле выросла, но уступила прошлому году Деньги, 07 авг, 19:36
В Думе предложили временно запретить строить многоэтажки в ряде городов Отрасль, 07 авг, 17:43
Дом в храме начала ХХ века выставили на продажу в Филадельфии Жилье, 07 авг, 16:44
Инвесторы с живыми деньгами подогрели спрос на жилье в Москве в июле Жилье, 07 авг, 16:02
Кредитный рейтинг ипотечных и других заемщиков снизился за год Деньги, 07 авг, 14:07
Продажи новостроек в Москве и Подмосковье резко выросли в июле Жилье, 07 авг, 11:43
В Москве сравнялись цены аренды дорогого машино-места и среднего жилья Город, 07 авг, 11:36
Главное Лента