Удивить всех: какое жилье в Москве покупают молодые миллионеры

Рынок недвижимости в России относительно молод — старт формирования приходится на начало 1990-х, соответственно, возраст его можно оценить в 30–35 лет. Риелторы и застройщики отмечают: сегодня в структуре спроса на жилье все более заметны покупатели, которые моложе рынка — 25–30-летние. Такие клиенты интересуются не только жильем массового спроса, но и элитными новостройками. Разбираемся в тренде вместе с брокерами премиального рынка и экспертами «Домклик».
Покупательская аудитория рынка новостроек за последние три — пять лет заметно помолодела, отмечают эксперты аналитического центра «Домклик». «В основном покупатели в возрасте до 30–35 лет интересуются новостройками массового сегмента — такой спрос, в частности, поддерживается программой «Семейная ипотека», которая остается драйвером продаж на первичном рынке жилья. В структуре спроса на премиальное жилье доля 30-летних тоже растет, причем высокобюджетную недвижимость приобретают представители как творческих профессий, так и традиционно консервативных сфер, таких как банкинг», — прокомментировали в «Домклик».
Кем надо быть, чтобы купить элитное жилье в молодом возрасте
Тренд подтверждают и другие участники рынка недвижимости. «Сейчас рынок демонстрирует устойчивый сдвиг в сторону омоложения. Все чаще в сегменте с ценой от 1 млн руб. за 1 кв. м фиксируются сделки с участием клиентов около 30 лет, — рассказывает топ-брокер Whitewill Екатерина Лёвина. — Хотя статистика по возрасту не всегда прозрачна — из-за оформления недвижимости на третьих лиц, — общее количество таких покупателей заметно выросло».
По оценке работающего с высокобюджетным рынком агентства «Ricci | Жилая недвижимость», в 2024 году на сделки с жильем со стороны аудитории в возрасте до 30 лет пришлось порядка 30% всего столичного спроса. В числе профессий, которые позволяют приобрести высокобюджетное московское жилье, в компании называют сферы банкинга и IT. Кроме того, добавляют в Ricci, новостройками интересуются молодые криптоинвесторы и блогеры.
Эксперты Kalinka Russia отмечают рост спроса на элитное жилье со стороны 20–40-летних покупателей. Более широкая возрастная вилка позволяет включить в структуру спроса собственников крупных компаний и топ-менеджеров, при этом в компании отмечают и активность молодых предпринимателей.
«Помимо традиционных для сегмента предпринимателей и топ-менеджеров, сегодня среди покупателей элитной недвижимости все чаще встречаются молодые IT-специалисты, владельцы стартапов, блогеры, артисты и представители шоу-бизнеса. Рынок стал более диверсифицированным — как по возрасту, так и по источникам дохода», — заключает Екатерина Лёвина.
Застройщики также фиксируют наличие молодой аудитории в структуре спроса на элитное жилье. В ГК «Самолет» (участник рейтинга топ-100 застройщиков России от «Домклик») указывают, что, хотя основное ядро целевой аудитории высокобюджетного сегмента (от $1 млн за объект) по-прежнему составляют клиенты 36–55 лет, около 20% сделок приходится и на людей в возрасте 18–35 лет. Это молодые специалисты высокого уровня, например те, кто заработал на криптовалюте, финансовых инструментах, а также наследники состояний.
Представители девелоперской компании Capital Group также называют наследников в числе молодых покупателей элитки. Кроме того, в спросе присутствуют следующие профессиональные категории: высокооплачиваемые спортсмены, известные актеры и музыканты, молодые предприниматели — преимущественно из сферы IT, которая с появлением новых профессий и технологий позволяет заработать состояние в относительно короткий срок.
Ирина Доброхотова, основатель компании «Бест-Новострой» (участник рейтинга топ-100 агентств недвижимости России от «Домклик») и платформы bnMAP.pro:
— Раньше, когда рынок только начал развиваться, основными покупателями были представители серьезного крупного бизнеса, государственные служащие высокого ранга, менеджеры в возрасте, скажем так, вокруг 50 лет.
Сегодня мы видим гораздо больше молодых покупателей, причем прежде это в основном это были дети состоятельных родителей, которым покупали жилье (они выступали как сторона сделки). Сейчас молодая аудитория занимает все большее и большее место в общей структуре спроса — именно как вполне самостоятельные экономические единицы.
Это могут быть люди, создавшие собственный бизнес. Это могут быть блогеры-миллионники с крупными доходами (такого явления раньше вообще не существовало, сейчас оно есть и играет вполне заметную роль в экономике). Люди, которые занимаются инвестициями (раньше тоже такого явления, в принципе, не было). Это высокооплачиваемые сотрудники сферы IT. Также, кстати, стало довольно много молодых спортсменов из верхушки российского спорта, которые могут себе позволить приобрести дорогую квартиру в новостройке.
Подробнее о предпочтениях звезд российского спорта на рынке недвижимости читайте в материалах «РБК Недвижимости» и «РБК Life».
Какими районами Москвы интересуются молодые миллионеры
Еще лет 15 назад агентства элитной недвижимости работали в основном на главу семьи, выбирая недвижимость под его запрос, рассказывает владелец агентства элитной недвижимости «Ашихмин и партнеры», член правления AREA Григорий Ашихмин. Тогда рынок элитного жилья был куда менее структурирован и покупали практически все, уточняет он. «Сегодня рынок опытных девелоперов, риелторов и еще более опытных клиентов, — продолжает эксперт. — Среди последних все чаще встречается молодежь 16–25 лет». Если в сделке все же участвуют родители, обычно приоритет смещается в сторону классических элитных районов. «Если же это молодежь, которая заработала состояние самостоятельно, скорее всего, они выберут пентхаус с террасой и видами — чтобы всех удивить, — рассказывает Ашихмин. — Чаще всего это Пресня и «Сити».
В ГК «Самолет» отмечают, что покупатели высококлассной недвижимости верхнего ценового сегмента практически вне зависимости от возраста довольно консервативно подходят к подбору объекта и выбирают сложившиеся элитные локации — в центре наряду с Пресней это Замоскворечье, Якиманка и Хамовники, на западе — в первую очередь Раменки. «В последние годы прослеживается тренд на расширение районов с представленностью проектов высокого класса. В первую очередь на выбор влияет престижность района, близость к центру города, удобная транспортная доступность, наличие рядом зеленых зон или набережных, высокая концентрация объектов культуры, науки, образования, различной развлекательной и спортивной инфраструктуры», — рассказали в компании.
Тренд подтверждают и аналитики «Домклик». По их оценке, минимальная стоимость 1 кв. м новостроек среди районов, востребованных у молодых покупателей элитного жилья, наблюдается в Раменках — 635,5 тыс. руб. Среди районов центра относительные минимумы отмечены в Басманном районе (831,4 тыс. руб.) и Замоскворечье (987 тыс. руб.). Самые высокие цены — на Якиманке, в Тверском районе и в окрестностях Цветного бульвара: здесь «квадрат» элитных новостроек приближается по стоимости к 3 млн руб. На вторичном рынке цены чуть ниже — показатели Хамовников и Остоженки, которые лидируют среди элитных локаций, лишь немного превышают 2 млн руб. за 1 кв. м. Самые демократичные показатели у Басманного района (693,6 тыс. руб.) и Раменок (756,2 тыс. руб.).
Средняя стоимость 1 кв. м в наиболее востребованных элитных локациях